Главная страница портала » Главная страница каталога статей » Публикация статей на тему » ДОМ И СЕМЬЯ

Дом в Древнем Риме – Обстановка

МЕБЕЛЬ В ДОМАХ ДРЕВНЕГО РИМА
Римляне обставляли свои дома совершенно иначе, чем это делается сегодня, по сути, основываясь на принципе существенности мебели. Если бы с помощью гипотетической машины времени житель императорского Рима мог катапультироваться в современную гостиную нашего дома, он, вероятно, счел бы ее своего рода складом мебели или выставочной галереей.

В частности, мебель была сведена к минимуму, чтобы в случае пожара жители могли поторопиться и собрать немногочисленные мелочи, которые у них были, в сумку, прежде чем убежать. Нехватка мебели была оправдана необходимостью использования имевшегося пространства ввиду узости комнат.

Мебель в Древнем РимеВ действительности даже в дворянском доме ситуация не сильно менялась. За исключением атриума, перистиля и помещений таблинума и триклиния, предназначенных для размещения семьи и гостей во время банкетов и приемов, остальные помещения были весьма ограничены. Кроме того, в отличие от того, что происходит сегодня, для консервации предметов не использовались шкафы или контейнерная мебель, а предпочиталось создавать специальные помещения с функцией склада или хранилища или вырыть ниши в стенах для размещения предметов, особенно книг и для пергаментов.

Что действительно отличало обстановку domus от обстановки insula, так это качество мебели и наличие в первой драгоценной мебели, такой как статуи, вазы, канделябры и занавеси, которые полностью или почти полностью отсутствовали во второй.

Мебель древних римлян сильно отличалась от современной не только по формам и типам, но и по качеству и ценности используемых материалов. Римская знать на самом деле использовала дерево в гораздо меньшей степени, чем мы, предпочитая при этом более прочные и стойкие материалы, такие как мрамор и металл. Более того, качество изготовления их мебели всегда было очень точным: в Риме даже ремесленные изделия, изготовленные в промышленных масштабах, достигли художественного уровня.

МЕБЕЛЬ: ШКАФЫ И КОМОДЫ
Шкаф, неизвестный грекам и очень мало использовавшийся этрусками, представляет собой типично римский предмет мебели; хотя мы не знаем, когда он был принят впервые, самые старые свидетельства относятся к прошлому столетию республики.

Форма шкафов известна нам не только по изображениям некоторых картин, но и по слепкам, сделанным в Помпеях путем заливки гипса в пустоты, оставшиеся в застывшей лаве после разрушения составляющего материала, т.е. дерева. Это продемонстрировало, что шкафы, использовавшиеся во времена Древнего Рима, по форме и размерам были очень похожи на наши.

В Музее римской цивилизации в Риме находится прекрасная реконструкция классического римского гардероба, созданная на основе фрагментов, сохранившихся в Антиквариуме Помпеи. Он имеет фигурный, слегка выступающий каркас, две деревянные решетчатые двери с бронзовыми заклепками и под ними четыре фигурные двери. Петли были костяными, а не металлическими, а затем появились ручки для открывания дверей и, в отдельных случаях, замки. Материалом, из которого строились шкафы, было почти исключительно дерево, от каштана и лиственницы (самая распространенная порода) до кедра (гораздо более ценная древесина); в последнем случае они часто также украшались украшениями из слоновой кости. Конечно тогда не делали шкафы купе на заказ как сейчас.

Внутреннее пространство шкафов было разделено полками на три-четыре отсека по горизонтали, где хранились предметы домашнего обихода, принадлежности и туалетные принадлежности. Так называемые Armaria Promtuaria (серванты) предназначались для домашнего инвентаря и инструментов ремесла отца семейства. Затем были шкафы меньшего размера, прикрепленные к стене и подвешенные к полу, например, те, что размещались в алэ для хранения портретов предков (предков maiorum) или статуэток божеств.

СУНДУК
Низкий, приземистый и тяжелый деревянный сундук (ковчег) обычно помещался в атриуме, но покрывался снаружи художественно обработанными бронзовыми гвоздиками и рельефами. Предмет мебели также оснащался замком и использовался как сейф для хранения ценных вещей, документов или денег. Чтобы лучше обезопасить его от взлома и кражи, сам сундук прислонили к стене и поставили на небольшой каменный подиум, к которому он был прикреплен большим гвоздем. В Помпеях найдены арки ферраты длиной даже более одного метра

Другие, менее громоздкие и массивные ящики ставились в различных точках дома для хранения одеял, одежды и различных предметов: обычно длиной 60-70 см, они назывались arcae Vestiariae.

ШТОРЫ И КОВРЫ
Шторы широко использовались в римском доме, но скоропортящийся материал, из которого были изготовлены сами шторы, не позволял их сохранить, в связи с чем реконструировать их использование, их формы и цвета можно лишь на основании настенных росписей и литературных источников.

Шторы выполняли украшающую функцию, но также служили защитой от солнечных лучей. В эллинистическую эпоху получила широкое распространение практика оставлять некоторые стены без украшения, чтобы их можно было покрыть тканями, которые не прилегали к стенам, а образовывали ниспадающие мягкими складками драпировки. В более роскошных триклиниях из эстетических и декоративных соображений на потолок комнат вешали также портьеры. Особой известностью пользовался гобелен триклиния Катона Утиценского, купленный позднее Нероном за ошеломляющую сумму.

Широкие проходы между атриумом и таблинумом, а также отверстия крыльев и экседр закрывались не ставнями, а цветными занавесками, подвешенными в воздухе и раздвижными. Для защиты атриума от солнечных лучей под отверстием комплювия была раскинута пурпурная раздвижная завеса, погружавшая атриум в красноватый свет. Перистили также затенялись занавесями, закрепленными между колоннами.

Окна были также оборудованы занавесками, прикрепленными к ряду металлических колец, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга и скользящих по шнуру.

Что касается полов римских домов, то они были покрыты как ткаными коврами, так и шкурами животных, например оленей, волков, медведей, леопардов и львов. Тканевые ковры, которые, должно быть, были очень похожи на современные, изготавливались главным образом в Азии и имели сходство по сюжетам и декоративным мотивам с мозаикой.

СТОЛЫ И СТУЛЬЯ
В Древнем Риме столы имели разную форму и назначение.

Например, в триклинии были абаки, четырехугольные столы высотой в четыре фута, а часто и в два этажа, для демонстрации художественной и драгоценной керамики и столового серебра (вазы, стаканы, чашки, кувшины, патеры). В императорскую эпоху счеты стали роскошным предметом мебели, искусно выполненным и богато украшенным: они могли быть также изготовлены из бронзы, с мраморной столешницей.

Затем существовала так называемая менса, помещенная в центре трех слоев триклиния, расположенных с трех сторон под прямым углом. Самый древний стол-триклиний был прямоугольным, каменным или деревянным, простой и ничем не украшенной формы; затем, к концу республики, mensae стали преимущественно круглыми и оставались таковыми по всей империи, с решающим упором на роскошь.

Менсы могли иметь разную форму: с одной, тремя и четырьмя ножками: первые назывались моноподиями и были очень ценными, тогда как менсы (с тремя ножками) были более скромными.

Материалами для изготовления столов были мрамор, бронза, слоновая кость и даже золото и серебро; но наиболее ценными были те, которые были сделаны из очень дорогой древесины, в том числе из туи (дерево семейства кипарисовых, произраставшее в регионах Атласа. современное Марокко), кедра или клена из Мавритании. По текстуре древесины доски назывались mensae tigrinae (с длинными прожилками) или pantherinae (с концентрическими волокнами). Ноги часто имели форму дикой лапы с когтями льва, лошадиным или козлиным копытом.

СТУЛЬЯ
Римляне не испытывали большой нужды в стульях, так как ели и работали лёжа на боку. Однако существовали различные типы, в том числе solium, резиденция paterfamilias, передаваемая по наследству от отца к сыну. Его форма напоминала греческий тронос и состояла из четырехугольного сиденья, высокой прямой спинки и подлокотников. Ноги были точеными или резными, редко имели форму колонны или животного, а спинка и подлокотники иногда украшались бронзой, костью и слоновой костью.

Начиная со II века нашей эры появляется более скромное и легкое сиденье, состоящее из круглого сиденья без ножек, замененного полукруглой полосой, опоясывающей сиденье на две трети, при этом спинка, также изогнутая, является прямым продолжением. Это сиденье, по форме очень похожее на этрусское кресло с круглым основанием, часто изготавливалось из плетеной лозы.

Затем была кафедра, более простая, чем солиум, и без металлических украшений, со слегка выгнутой спинкой, не поднимавшейся выше плеч сидящего. Это был стул, которым пользовались женщины, настолько, что Марсьяль использует выражение «vivere inter cathedras» в значении «находиться среди женщин», тогда как молодых рабынь нежной и женственной красоты прозвали Cathedralicii.

Тогда использовались табуретки (сканна или субселлия), состоявшие из дошечки, поддерживаемого четырьмя ножками.

Стулья часто покрывались цветными драпировками, вышитыми по краям: солиум почти полностью закрывался до пола, тогда как от кафедры оставались скрытыми только сиденье и половина ножек. Цвета этих тканей были светло-голубыми, зелеными, темно-красными или желтыми. На сиденья всегда клали разноцветные подушки, поскольку римляне не знали техники набивки.





Контактные данные автора


Категория: ДОМ И СЕМЬЯ | Добавил: Alla (17.10.2023)
Просмотров: 136 | Теги: мебель в Древнем Риме
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Спасибо за ваши рекомендации:

Нравится



Схожие материалы:

Яндекс.Метрика