Первоначально созданные для военных целей, дроны пережили экспоненциальный рост, особенно в последние годы, особенно на рынке бытовой электроники. Однако рассказать их историю, отделив ее от чисто военной истории, было бы невозможно.
Фактически дроны рождаются как настоящее ударное оружие или инструменты для военных учений в виде дистанционно пилотируемых бомбардировщиков, летающих мишеней или ракет с дистанционным наведением, а затем, со временем, находят свое коммерческое значение в распространении среди широкой публики в виде небольшие квадрокоптеры, гексакоптеры и октокоптеры. Таким образом, со временем они нашли свое место в широком спектре рабочих ситуаций: мониторинг, безопасность, картографирование, проверки, фотосъемка, кино, доставка товаров и многие другие.
Однако дроны не потеряли своего значения на военном уровне, ведь сегодня многие страны могут похвастаться более или менее крупными флотами боевых дронов всех типов. Только в Соединенных Штатах парк автомобилей насчитывает более 1000 единиц, состоящих примерно из 18 различных моделей.
Однако это число меркнет по сравнению с количеством коммерческих дронов, используемых как в рабочих, так и в развлекательных целях. По оценкам Федерального управления гражданской авиации (ФАУ), только в США в 2020 году было около 1,3 миллиона дронов для гражданского использования. Вскоре, благодаря новым правилам EASA (Агентства по авиационной безопасности Европейского Союза), мы сможем получать столь же точные оценки на европейском уровне.
Что считается «дроном»?
Прежде чем углубляться в историю появления и развития дронов, необходимо уточнить, что подразумевается под термином «дрон».
Согласно различным энциклопедиям и словарям, термин «дрон» определяют по-разному:
«Беспилотные и дистанционно управляемые летательные аппараты, обычно используемые для операций разведки и наблюдения, а также для создания помех и обмана в радиоэлектронной борьбе» (Словарь Треккани).
Или: «беспилотные летательные аппараты с дистанционным управлением, используемые на войне, в разведке или наблюдении» (Словарь Гарзанти). Или еще раз: «по сути, дрон — это летающий робот, которым можно управлять удаленно или автономно с помощью программно-управляемых планов полета, работающих в сочетании с бортовыми датчиками и GPS» ( Internet of Things Agenda).
Чтобы рассказать эту историю, на последнем определении мы сосредоточимся больше всего.
1849 год. Первые в истории военные дроны
Концепция дрона в том виде, в каком мы его думаем, могла даже возникнуть 22 августа 1849 года. Фактически, в этом году город Венеция был осаждён австрийской армией, и именно во время этой осады один из артиллерийских офицеров У австрийского генерала фон Радецкого, лейтенанта Франца фон Учатиуса возникла маловероятная идея начать атаку с помощью нескольких беспилотных воздушных шаров, загруженных примерно пятнадцатью килограммами взрывчатки и запущенных со стоящего на якоре корабля под названием «Вулкан».
Оснащенные грубым угольным таймером и смазанным хлопчатобумажным спусковым тросом, они должны были расположиться перпендикулярно над городом Венеция, подгоняемые ветрами, дующими с моря в сторону берега, в тот самый момент, когда устройство должно было сработать и сбросить бомбы, которыми они были оснащены.
К несчастью для австрийцев и к счастью для Венеции, из-за неблагоприятных погодных условий и нерегулярного ветра значительная часть воздушных шаров вернулась на австрийские позиции. Операция явно не была признана успешной, никогда не предлагалась и не повторялась.
Надо сказать, что, какой бы инновационной ни была эта стратегия в то время, такой тип использования не совсем соответствует определению дрона, которое мы решили использовать в этой истории. Однако очень интересно отметить, что очень похожая концепция рассматривалась еще в 1849 году, более 170 лет назад, и как этот тип мышления, эта идея военных действий стимулировала развитие технологии дронов на протяжении столетий.
1907. Рассвет квадрокоптера
Одной из отличительных характеристик дронов гражданского назначения, как развлекательного, так и коммерческого, сегодня является четырехвинтовая конфигурация, широко известная как «квадрикоптер».
Первые зачатки этой технологии появились в истории в 1907 году, когда Луи-Шарль Бреге, французский авиастроитель, основатель компании, которая позже стала Air France (но это уже другая история), модифицировал с помощью своего друга и физиолога, как а также лауреат Нобелевской премии Шарль Рише, принадлежащий ему гирокоптер (или автожир, как вам больше нравится).
Он превратил аппарат в то, что считается первым прототипом квадрокоптера. Итак... чтобы внести ясность, прототип был абсолютно неустойчив, он поднимался всего на 60 сантиметров над землей, и, если быть придирчивым, это даже не был настоящий полет, поскольку самолету требовалось четыре человека, чтобы удерживать его в устойчивом положении, изо всех сил пытаясь удержаться на месте. подняться с земли. Однако, сказав это, несомненно и признано, что мы также обязаны формой дрона, которую мы привыкли видеть в наши дни, этому элементарному устройству.
1915-1920. Большой скачок
Однако чуть дальше по истории есть два проекта, которые обозначили четкую грань между всем, что существовало ранее, и тем, что мы на самом деле привыкли понимать, когда используем слово «дрон».
Первый настоящий беспилотный самолет был разработан в 1916 году, сразу после начала Первой мировой войны. Название проекта, как и самолета, было Ruston Proctor Aerial Target: беспилотный военный самолет, пилотируемый с помощью инновационной системы радиоволнового наведения, разработанной дальновидным британским инженером Арчибальдом Лоу. Арчибальд, которого позже прозвали «отцом радиоуправляемых систем», в 1917 году вместе со своей командой был также изобретателем первой радиоуправляемой ракеты и технологии, которую немцы позже использовали в качестве основы для своей Фау-1. ракетная программа (Vergeltungswaffen 1) во время Второй мировой войны. Но давайте вернемся к воздушной мишени Растона Проктора: за короткое время команда Лоу, состоящая примерно из тридцати человек, собрала полностью дистанционно управляемый, функциональный и надежный самолет, даже оснащенный инновационной системой сжатого воздуха, которая позволила дрону для запуска из кузова грузовика (отсюда и идея ракетной технологии, описанная выше).
Хотя проекты Лоу имели некоторый успех как в академическом, так и в функциональном плане, британская армия не сочла его работу достойной продолжения после окончания войны. Армейские лидеры не оценили авангардный подход Лоу к концепции военных действий, и его проекты не были развиты так, как они, безусловно, заслуживали. Немцы, со своей стороны, конечно, понимали его важность и, более всего, они понимали, что значит иметь такой ум, как Лоу, во вражеских рядах, настолько, что они пытались убить его, но безуспешно, два раза.
Еще один проект, который не может остаться незамеченным в этой истории, — это тот, который был разработан армией США в 1917 году со странным названием Kettering Bug. В то время дрон уже мог похвастаться гироскопическим управлением и был спроектирован для использования, как тогда говорили, в качестве «воздушной торпеды».
Для запуска каждый «Жук» устанавливался на четырехколесной тележке, которая двигалась по переносной гусенице, которую при необходимости можно было легко установить в любом месте. Он был способен поражать цели на расстоянии до 121 километра при движении со скоростью 80 км/ч. По истечении времени полета, рассчитанного перед запуском, система управления замкнула электрическую цепь, выключив двигатель. В то же время автоматически убирался болт, чтобы отделить крылья от корпуса самолета, по сути превращая его в бомбу, которая падала на землю, где ее 82 килограмма взрывчатки взорвались бы при ударе.
Для начала было построено около 50. Энтузиазм вокруг проекта был огромен. Была только одна большая проблема: война закончилась.
1930-1945. Рост военных дронов в истории
За эти годы произошло несколько событий, которые со временем позволили дронам стать тем, чем мы их знаем сегодня. Эти события связывают две вещи: все они, или почти все, присущи миру войны и объединяет их следующее определение: Target Drone. Но что это значит?
Современное определение звучит следующим образом: «Дроны-мишени, также известные как UAT (беспилотные воздушные мишени), представляют собой беспилотные летательные аппараты, используемые в качестве мишеней на военных учениях».
С начала 1930-х годов ВМС США начали экспериментировать с различными типами радиоуправляемых самолетов, что привело к разработке Curtiss N2C в 1937 году. Базовая модель, уже поставленная ВМФ, была модифицирована специальным трехколесным передним шасси для облегчения приземления и оснащена радиоуправлением с наземной станцией, что обеспечивало на то время достаточную мобильность. Его основное предназначение заключалось в том, чтобы позволить бойцам зенитного отделения тренироваться максимально реалистично. Однако только один раз одна из этих моделей была использована для успешной атаки на корабль-мишень. Таким образом, он стал предшественником современных противокорабельных ракет.
Дела развивались и на английском фронте, где в 1935 году был разработан один из самых известных радиоуправляемых дронов того периода: «Пчелиная королева», впервые испытанный на глазах очень заинтересованного Уинстона Черчилля.
Queen Bee представляла собой модификацию не менее знаменитого De Havilland DH-82A Tiger Moth. Аппарат был оснащен различными типами управления: им можно было управлять как с наземной станции, как обычно, так и с другого самолета или движущегося корабля. И мог взлетать и приземляться на обычные взлетно-посадочные полосы или запускаться с помощью катапультной системы (что-то вроде того, что происходит на современных авианосцах), а затем подниматься из моря на поплавках.
Система управления была весьма интересной: в ней использовалось простое колесо, очень похожее на колесо старого аналогового телефона, с помощью которого пилот мог буквально «набирать», как он сделал бы это для телефонного номера, команды для отправки дрону. Цифры на колесе соответствовали простым командам, таким как: повернуть направо, повернуть налево, нырнуть и т.д. Очевидно, что управляемость была уменьшена по сравнению с тем, что можно было сделать, управляя самолетом из кабины, фактически элероны всегда оставались заблокированными в нейтральном положении, и пилот использовал руль направления, рули высоты и дроссель для полета.
Эта система управления была невероятно маленькой для того времени, как по компонентам на земле, так и по частям, установленным на самолете, занимавшим только пассажирское кресло, при этом кресло пилота всегда оставалось свободным для возможного летчика-испытателя. И все это несмотря на специальный радиопередатчик размером с грузовой фургон...
Как легко себе представить, «Пчелиная матка» представляла собой огромный шаг вперед, хотя, надо сказать, одно из ее самых непосредственных преимуществ было не совсем впечатляющим: она выявила ужасающие недостатки в эффективности британских артиллеристов и зенитных систем. Нередко Queen Be летал более часа перед ополченцами, выстроившимися в очередь для тренировок, а затем приземлялся без единой царапины.
Легенда гласит, что на тренировке, на которой присутствовал сам король, по прошествии некоторого времени, в течение которого артиллерия тщетно пыталась поразить дежурную пчелиную матку, был замечен один из высокопоставленных офицеров, шепчущийся с одним из своих подчиненных: «Ей-богу, скажи пилоту, чтобы немедленно набрал SPIN». Итак, SPIN — это серия команд, предназначенных для того, чтобы дрон упал на возможную цель, например, на ракету «воздух-земля». В этот момент, к всеобщему ликованию присутствующей публики, дрон рухнул в море, словно под зенитным огнем.
Queen Bee, безусловно, был одним из первых радиоуправляемых самолетов в истории, добившихся значительных успехов: за эти годы было выпущено почти 400 экземпляров.
Но настоящим победителем этой гонки на длинные дистанции, без сомнения, стал дрон-мишень, известный как радиоплан OQ-2. Самолет очень небольших размеров (длина 2,65 метра и размах крыла 3,7 метра), относительно простой конструкции, оснащенный поршневым двигателем мощностью 6 лошадиных сил, приводившим в движение два винта встречного вращения. Запуск осуществлялся через катапульту, а самолет был оборудован парашютом для смягчения приземления в случае сбития, чтобы его можно было восстановить, отремонтировать и повторно использовать для последующего обучения. Настоящим шасси он никогда не оснащался, даже в самых совершенных версиях.
Первоначально разработанный Уолтером Райтером, проект был куплен актером Реджинальдом Денни, которому после нескольких вариантов, представленных американской армии в период с 1940 по 1941 год, удалось убедить руководство приступить к массовым закупкам. По данным заводских архивов, было построено около 9400 экземпляров.
Курьез: на этом заводе, на окраине Лос-Анджелеса, армейский фотограф Дэвид Коновер сфотографировал молодую девушку, работающую над сборкой двигателя одного из выпускавшихся в то время OQ-2. Девушку звали Норма Джин Догерти, и вскоре она сменила имя на Мэрилин Монро.
Что касается технологии коммерческих дронов в том виде, в каком мы их знаем сегодня, то за последние годы особо не о чем сообщить, если исключить первые попытки оборудовать самолеты камерами, чтобы доставлять живое изображение обратно на пункт управления.
Не вдаваясь в подробности: они вообще не имели успеха. По разным причинам. Прежде всего, телевизионные технологии находились в зачаточном состоянии и в те годы имели ряд фальстартов; фактически они стали постоянно присутствовать в повседневной жизни простых людей только в следующем десятилетии, вероятно, также благодаря тяжелому инвестиции, поддержанные американской армией в этих проектах.
Прежде всего, пример: для проектов под кодовым названием «Афродита» старые B-17 и B-24 поднимались в небо с пилотами-людьми, которые затем, оказавшись рядом с целью, спрыгивали с парашютом на землю, оставляя управление самолетом дистанционному радиоуправлению. который поддерживал заранее установленную траекторию полета. Телевизионная система, установленная на самолете, затем передавала изображение на пункт управления, чтобы обеспечить обзор боя с высоты птичьего полета. Качество изображений, самой передачи и используемого оборудования было самым большим препятствием, и ни одна из попыток никогда не считалась по-настоящему успешной.
Наконец, можно упомянуть TDR-1, испытанный в 1944 году и выпущенный тиражом около двухсот экземпляров. Впервые в истории его назвали «штурмовым дроном», но на самом деле он был способен сбрасывать бомбы, а также использоваться в качестве управляемой ракеты. Его использовали лишь эпизодически и без особых успехов.
Единственное применение дронов этого типа, проведенное в этот период и признанное успешным, — это V-1 «DoodleBugs», разработанный немецкой армией. Разработанные на основе идеи Арчибальда Лоу 1917 года, они, без сомнения, были первыми в истории по-настоящему управляемыми ракетами. Широко используемые в немецких кампаниях «террористических бомбардировок» в нескольких британских городах, включая Лондон, они были оснащены более упрощенными технологиями, чем те, о которых мы говорили в отношении дронов-мишеней.
Они использовали простой автопилот для контроля скорости, гироскопы для управления рысканием и тангажом, магнитный компас для поддержания азимута и барометрическое устройство для контроля высоты. Вместо этого руль направления и руль высоты управлялись с помощью системы сжатого воздуха. Они могли проехать примерно 240 км со скоростью 650 км/ч. Как и «Кеттеринг Баг» Лоу, DoodleBugs также включал предварительный расчет времени полета, необходимого для достижения цели. В этот момент, по истечении расчетного времени, двигатель заглох, в результате чего они упали на землю.
Таким образом, в общей картине надежды, возложенные на эту технологию, снова столкнулись с техническими ограничениями исторического периода. Чтобы дать представление о разочаровании, с которым, вероятно, столкнулись дальновидные конструкторы того времени, приведу пример под названием XBQ-1, еще один инновационный американский штурмовой дрон того времени, который разбился во время своего первого полета…
1962-1975. Вьетнамская война и первые признания
Февраль 1966 года. Радар зенитно-ракетного комплекса в Ханое, Северный Вьетнам, зафиксировал объект, который, по мнению операторов, во всех отношениях является американским самолетом-разведчиком. Через несколько секунд поступает приказ о сбитии: самолет подбит и падает на землю под ликование персонала базы. Никогда еще не было более неправильной возможности сделать это...
На самом деле вьетнамские военные были обмануты тем, что на жаргоне называется «дроном-ищейкой», запущенным с единственной целью — спровоцировать эту атаку. За несколько секунд, которые потребовались ракете, чтобы достичь цели, дрон обнаружил огромное количество данных и передал их самолету, летящему на безопасном расстоянии. Данные сопровождения и обнаружения цели, сигналы наведения и последовательность их передачи на ракету. Используя эти данные, американским специалистам по радиоэлектронной борьбе было легко изучить систему противодействия, способную запутать и сделать вьетнамскую ракетную систему неэффективной.
Фактически, двумя годами ранее «Дроновый отряд» 4080-го стратегического разведывательного крыла Соединенных Штатов Америки вступил в игру во вьетнамской войне. Оснащенный двумя DC-130, специально модифицированными для перевозки четырех дронов-мишеней FireBee, двумя разведывательными дронами 147-A FireFly, сверхвысокочастотными передатчиками УВЧ, а также оборудованием наведения и управления, это было первое стратегическое подразделение в истории, сосредоточившее всю свою разведку беспилотников. власть.
FireFly особенно был исключительным автомобилем для своего времени. Фактически, он имел дальность полета почти 2000 километров, мог летать на высоте 16 метров и был оснащен элементарной, но вполне функциональной радиолокационной системой противообнаружения.
История модели 147 очень разнообразна и интересна и заслуживает отдельного технического исследования, на данный момент важно понимать, что благодаря ему впервые в истории американская армия с энтузиазмом восприняла результаты, обеспечиваемые дронами. приложенных усилий достаточно, чтобы позволить дизайнерам улучшить FireFly в нескольких последовательных моделях. В своих более поздних вариантах он был в основном известен под названием Lighting Bug.
На этом этапе развития технологии самой большой проблемой стало восстановление транспортного средства в конце полета. Дрон был запрограммирован так, чтобы всегда быть направленным в сторону спасательного аэродрома, поэтому наземное подразделение фиксировало сигнал и раскрывало парашют по команде (который в противном случае раскрылся бы, когда закончилось топливо).
Однако даже в самых позитивных случаях дроны часто повреждались при ударе о землю и требовали длительного и дорогостоящего ремонта. В худшем случае они могли даже упасть в море со всеми вытекающими трудностями подъема или быть утянутыми на землю на собственном парашюте на сотни метров из-за ветра. Эти события, помимо повреждения самого дрона, как легко понять, имели и еще одно последствие: часто необратимо повреждали видеоматериал, снятый в полете, и, следовательно, лишали его изучения разведывательными службами, которые анализировали бы его для стратегического планирования каждого миссия.
Несмотря на трудности, число миссий беспилотников постоянно увеличивалось по разным причинам: противовоздушная оборона Вьетнама улучшалась, а армия Северного Вьетнама приобретала все более высокопроизводительные боевые самолеты (прежде всего МиГ-17 и МиГ-21), что делало пилотируемые операции все более рискованными.
Таким образом, начиная с 1965 года, подразделения стратегических армий, участвовавшие в столкновении, которые могли похвастаться использованием беспилотников, становились все более многочисленными и менее чем за два года они выполнили около 160 успешных разведывательных вылетов, до события, о котором мы говорили в начале этот параграф, который освятил их в 1966 году как фундаментальный и существенный элемент идеи современной армии.
Фактически, с этого года дроны начали непосредственно участвовать в боевых действиях, а не только на этапах анализа и разведки. Некоторые из них использовались для реализации метода электронного противодействия под названием «мякина», который заключался в рассеивании в воздухе облака радиолокационных материалов, которые на мгновение ослепляли радары противника. Другие устанавливали электронику радиолокационного подавления и маскировки для безопасного тестирования перед использованием непосредственно на пилотируемых самолетах, а третьи были оснащены усовершенствованными радарами, чтобы заставить врагов поверить в то, что они штурмовики, чтобы вступить в бой и иметь возможность утащить вражеские МиГи.
Был представлен «Осветительный жучок», модифицированный специально для полета на малых высотах и оснащенный мощным газоразрядным фонарем, который активировался по заранее установленным целям и освещал их, как днем.
Именно маловысотные полеты дали дополнительный толчок прогрессу техники. Навигационная система, установленная в то время на DC-130, где располагались органы управления дроном, была столь же точной, как и система, установленная на самом дроне. В совокупности эти факторы могут в некоторых случаях привести к тому, что дрон сообщит о своем положении, отличном от реального, с погрешностью, которая может указывать на расстояние до 15 километров. Это, как можно легко понять, не было проблемой в высотных разведывательных миссиях, поскольку широкоугольные объективы уменьшали погрешность, но это было проблемой в миссиях на малых высотах, где точность определения местоположения больше не требовалась. второстепенный фактор в получении точных изображений желаемого места. Фактически менее 50% этих миссий удалось вернуть видеоматериалы, которые могли быть использованы разведкой.
Однако совершенствование моделей 147 теперь шло непрерывно из года в год, от испытания к испытанию, от задания к заданию. Проблема покрытия на малых высотах становилась все более незначительной по мере совершенствования навигационных систем и повышения качества получаемых материалов благодаря более легким камерам и более чувствительным пленкам.
Новые модели 1969 года могли управляться с расстояния более 1000 километров на высоте более 21 километра и при поддержке других дронов в целях радиолокационной маскировки их было очень трудно даже обнаружить, не говоря уже о том, чтобы сбить.
Последний вылет датирован июнем 1975 года. За 11 лет службы дроны выполнили 3435 вылетов. Из 544 потерянных Lighting Bugs менее трети возникли из-за технических проблем, а на остальную часть уничтожили артиллерия, ракеты и военные самолеты. Для понимания масштабов успеха этой технологии в этом конфликте интересно отметить, как северовьетнамцы потеряли семь истребителей МиГ от «Лайтнинг-жуков»: в одном случае у самолета закончилось топливо во время преследования ложной цели, в все остальные случаи потому, что они попали под дружественный огонь артиллерии или других истребителей, преследующих дроны. Lighting Bug получил не что иное, как статус «Ace» за участие в пяти из семи убийств.
Lightning Bugs внесли неоценимый вклад во Вьетнамскую войну: предоставили информацию о технических операциях и тактике Северного Вьетнама, тем самым спасая жизни многим экипажам. Они обнаружили бесчисленные вражеские базы, ракетные комплексы ЗРК, узлы связи для наземного управления войсками Северного Вьетнама и даже лагерь для военнопленных. Именно они выявили первые доказательства присутствия советских вертолетов в Северном Вьетнаме.
Что еще более важно, они провели первую дистанционно управляемую коммуникационную разведку в реальном времени, позволив американским операторам предупреждать пилотов в воздухе об активности противника в воздухе и ПВО. И последнее, но не менее важное: они предоставили единственные ежедневные оценки ущерба, нанесенного налетами B-52 во время Linebacker II, кампании бомбардировок, которая привела Ханой к столу переговоров.
После окончания войны военный интерес сохранился, хотя и на значительно более низком уровне. Американский военный сектор после неудач, о которых сообщалось, в том числе и прежде всего на уровне средств массовой информации, из-за войны во Вьетнаме претерпел разрушительные сокращения. Секретность проектов, которые тем не менее были реализованы, не позволила дронам в то время распространиться на более широкую аудиторию.
1970-1980 гг. Бум радиоуправляемых самолетов
Интерес к беспилотным летательным аппаратам не возродился до 1980-х годов. Однако за десятилетие, начавшееся с 1970 года, быстрое развитие технологий, миниатюризация компонентов, снижение стоимости компьютеров и заметное улучшение навигационных систем сделали дроны более практичными и экономичными, давая им толчок к расширению в этом секторе. ну.частное потребительство по разумным ценам в виде небольших радиоуправляемых самолетов.
Это обернулось своего рода бумом продаж и прежде всего всеобщего интереса к этому увлечению, чисто связанному с модельной сферой. Продаются практически во всех случаях в виде сборочных комплектов, их могут собирать, тестировать и, что нас больше всего интересует, модифицировать непосредственно энтузиасты. Доступные в различных формах и размерах, которые в основном были направлены на воспроизведение как исторических, так и современных реальных аналогов, они подходили, в зависимости от размера, для полетов как на открытом воздухе, так и в закрытых пространствах. В то же время наблюдался расцвет клубов любителей радиоуправляемых полетов, что, безусловно, по-своему дало толчок совершенствованию технологий и увеличению общего интереса к этой отрасли.
1980-2010. Большой толчок в истории
Несмотря на то, что США дали большой толчок массовому производству дронов для армии, которое, как мы видели, добилось хороших успехов, дроны в начале 1980-х годов все еще считались чрезмерно дорогими и ненадежными.
Есть конкретный момент, который всеми признан как тот, который изменил эту концепцию. На дворе 1982 год, идет разгар ливанской войны, ВВС Израиля решают начать операцию под кодовым названием «Кротовый сверчок 19», цель которой – сбить сирийские зенитные ракеты класса «земля-воздух», ракетные батареи советской постройки, находящиеся в долине Бека на северо-востоке Ливана.
Для операции используются в основном дроны IAI Malat Scout и Mastiff. Имея размах крыльев около 15 метров, длину почти 8 метров и вес 950 килограммов, они могли летать со скоростью 195 км/ч на высоте около 6000 метров чуть более 25 часов.
В этом не было необходимости... двух часов хватило. Именно столько времени потребовалось израильскому флоту, чтобы сбить 29 из 30 ракетных позиций в этом районе после того, как дроны полностью ослепили оборону противника, сделав вражеские радары непригодными для использования. С этого момента дроны больше никогда не считались слишком дорогими или ненадежными.
Еще одним интересным проектом стал проект RQ2 Pioneer, разработанный совместно США и Израилем. Недорогой дрон среднего размера, предназначенный в первую очередь для наблюдения, обнаружения целей и передачи информации в реальном времени, может пилотироваться на расстоянии 185 километров и восстанавливаться через сеть, размещенную на корабле в море, или через хвостовой крюк плюс трос заземления.
Любопытно: дроны использовали до 1991 года во время войны в Персидском заливе. Оценивая ущерб, нанесенный артиллерийским огнем ВМС США в районе города Кувейт, во время пролета на малой высоте несколько иракских солдат безошибочными жестами сигнализировали о своем намерении сдаться самому дрону. Это был первый случай в истории, когда солдаты-пехотинцы сдались дрону только для того, чтобы быть захваченными наземными войсками США.
Важно помнить, что в этот период разработчики дронов также впервые сосредоточились на возможном использовании альтернативных источников энергии, таких как солнечная энергия. Эти усилия привели к разработке нескольких интересных проектов под названием HALSOL (High Altitude Solar), среди которых выделялся Aerovironment Pathfinder, который, спонсируемый никем иным, как ЦРУ, затем превратился в NASA Pathfinder-Plus, который в 1997 году пролетел около Высота 15 000 метров во время испытаний, в которых время полета легко превысило 15 часов.
Predator, пожалуй, самый известный из всех боевых дронов на сегодняшний день, разрабатывался начиная с 1990 года, но официально поступил на вооружение только в 1996 году. Изначально предназначенный только для разведывательных операций, им управляет команда из 3 человек: пилот и два оператора датчиков, хотя на самом деле полный коллектив людей, необходимый для его нормального функционирования, состоит из 55 единиц. Он может пролететь около 730 километров с автономностью 14-16 часов и оснащен всевозможными датчиками и детекторами. Вскоре, учитывая эффективность машины, ее приспособили для транспортировки и запуска ракет «Хеллфайр».
Начиная с 2000 года многие военные дроны начинают, хотя и в меньших масштабах, иметь более значительное сходство с известными нам дронами: возьмем, к примеру, Bell Eagle Eye, дрон с вертикальным взлетом и посадкой, оснащенный двумя несущими винтами с способность удерживаться в полете в фиксированной точке.
Или RQ-14 Dragon Eye, небольшой дрон для наблюдения и тактической разведки, который оператор может запускать вручную. Полная система этого типа состоит из трёх дронов с единым радиоуправлением, которые могут поместиться в один рюкзак одного морского пехотинца. Они способны возвращать изображения высокого разрешения и инфракрасные изображения.
RQ -11 Raven, также от AeroVironment, имеет очень похожую конструкцию: он все еще запускается вручную, но имеет очень тихий электродвигатель, что затрудняет его обнаружение. Он может пролететь на расстоянии 10 километров от центра управления на высоте 4600 метров с максимальной скоростью почти 100 км/ч. На данный момент выпущено более 13 000 экземпляров.
И снова WASP, один из наиболее используемых в европейских вооруженных силах. При весе чуть более килограмма он может похвастаться дальностью полета 5 километров, продолжительностью полета более 50 минут и камерой высокого разрешения, установленной на трехосном подвесе с дистанционным управлением.
Наконец, Puma, которая позднее в 2013 году станет первым дроном, сертифицированным Американской гражданской авиацией (FAA) на возможность летать в небе в коммерческих целях.
2010. Золотой век?
С 2010 года по сегодняшний день мы стали свидетелями взрыва и технологического прогресса, свидетелями которого мы являемся до сих пор. Годы, когда впервые в истории мы стали свидетелями большей эволюции в коммерческом секторе, чем в военном.
По последним данным, на сегодняшний день в Европе зарегистрировано около 10 000 единиц зарегистрированных дронов коммерческого назначения и в тех же отчетах прогнозируется, что к 2025 году их будет 200 000, в двадцать раз больше и 400 000 в 2035 году.
Области применения становятся все более диверсифицированными и продолжают расти впечатляющими темпами: энергетика, общественная и частная безопасность, средства массовой информации, страхование, недвижимость, кино и телевидение, телекоммуникации, археология, горнодобывающая промышленность и строительство — это лишь некоторые из областей использования.
Давайте рассмотрим некоторые инновационные приложения более подробно:
- Сельское хозяйство. Агентства по охране окружающей среды уже используют дроны для управления животноводством и обследования посевов. В будущем фермеры и владельцы ранчо будут использовать дроны, которые смогут стратегически контролировать и удобрять посевы. К слову, уже некоторые хозяйства приобретают современные агродроны Joyance.
- Сохранение: дроны используются для мониторинга исчезающих видов (животных, растений) и составления карт изменений в различных экосистемах мира.
- Доставка: Все, что может быть доставлено курьером, также может быть доставлено дронами. Этот рынок все еще находится в зачаточном состоянии, но к нему проявляют интерес все гиганты отрасли, во главе с Amazon.
- Управление экологическими катастрофами: дроны могут перемещаться в места, недоступные для людей, поэтому они являются идеальным решением для поисково-спасательных операций с высоким уровнем риска. То же самое касается доставки предметов первой необходимости в отдаленные места и районы стихийных бедствий.
- Логистика: Дроны могут оказать огромную помощь в управлении запасами на больших складах. С некоторых пор во внимание принимаются и технологии транспортировки посылок между близлежащими складами.
- Кино и фотография: дроны сейчас широко используются даже среди малобюджетных продюсеров и режиссеров, а в Голливуде теперь есть парк дронов для съемок с воздуха и многого другого.
- Интернет-провайдеры: крупные компании, такие как Facebook и Google, уже несколько лет экспериментируют с дронами на солнечных батареях с целью обеспечить подключение к местам, до которых трудно добраться с помощью обычного оптоволокна. Это может изменить связь в том виде, в котором мы ее знаем.
- Правоохранительные органы: полицейские силы все чаще прибегают к использованию дронов, и мы, вероятно, начнем видеть беспилотные летательные аппараты, интегрирующие присутствие полиции в этом районе.
Очевидно, еще слишком рано писать исчерпывающую историю дронов за последние годы, поскольку прямо сейчас мы наблюдаем фазу адаптации и достижения осознания, которое приведет к полной производительности в этом секторе в ближайшие годы.
|