Главная страница каталога статей  |   Добавить статью в каталог

Главная страница портала » Главная страница каталога статей » Публикация статей на тему » КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

История мебели от древних греков до Прекрасной эпохи

История появления европейского стиля мебелиЧеловек решает купить шкаф-купе. Вариантов много: вы можете положиться на классический настенный шкаф или отдать предпочтение роскошной гардеробной. Вы можете поискать среди множества коллекций, посвященных спальной зоне, или заказать шкаф, изготовленный на заказ. Нет никаких ограничений, кроме наших потребностей, наших вкусов и наших экономических возможностей, особенно если речь идет о мебели по индивидуальному заказу.

Однако гардероб (и другая мебель, имеющая функцию «содержания») возникает из конкретных потребностей и необходимости архивировать, хранить и обеспечивать безопасность предметов. Как эти потребности менялись с течением времени? И как они отразились на украшениях и конкретных стилях обстановки?

Давайте представим, что у нас есть машина времени и мы начинаем путешествие по истории мебели с возможностью полюбоваться этими драгоценными предметами мебели вблизи в ту самую эпоху, в которую они были задуманы, спроектированы и построены. Многие из этих предметов мебели, благодаря их заботе и вниманию к деталям, высоко ценятся и в наши дни: знак того, что, несмотря на эпоху и влияние художественных течений, они по-прежнему вносят вклад в идею вневременного стиля.

Киботос Древней Греции
Первый этап нашего путешествия в историю мебели начинается у древних греков. Это происходит не потому, что предыдущие цивилизации не имели собственных элементов обстановки, а потому, что греческая мебель (которая в любом случае частично была унаследована месопотамскими народами и египтянами) затем передавалась на протяжении последующих столетий.

О том, какую мебель строили и использовали древние греки, мы можем судить по сценам, которые они рисовали на вазах и вылепляли на барельефах, сохранившихся до наших дней. Уже сейчас можно провести первое различие между «мебелью, которая поддерживает» (например, стулья и сиденья) и «мебелью, которая содержит» (например, сундук, в котором хранится белье). В первых были отсылки к миру природы и, в частности, к животным, в частности, в ножках стульев в форме львиных лап, а вторые были вдохновлены архитектурными формами: содержащиеся в них ящики были задуманы как «небольшие домики».

Вышеупомянутый сундук для белья назывался «киботос», что переводится как деревянный сундук, ковчег или шкаф. Павсаний, греческий писатель и географ, живший во II веке нашей эры, в своем «Периегесе Греции» писал, что он посетил ковчег Кипселоса в святилище Олимпии, вотивный дар, создание которого относится к VI веку до нашей эры, описал этот предмет мебели как ковчег из кедрового дерева с фризами из слоновой кости и золотыми элементами.

Однако у древних греков наиболее интересными предметами мебели были сиденья, которые можно разделить на три типа:

- Дифрос, табурет египетского или ассирийского происхождения, без спинки и подлокотников.
- Тронос, сиденье египетского происхождения, предназначенное для богов, героев и аристократов, оснащенное подлокотниками, спинкой и пределлой.
- Клисмос, стул с четырьмя саблевидными ножками, у которого две задние выступают, образуя спинку.

Еще одним древнегреческим предметом мебели был клин — кровать, используемая как для сна, так и для приема пищи во время банкетов.

Армарий римлян
Продолжим эту краткую историю мебели и шкафов древними римлянами, которые в основном продолжили традицию греков, но с более богатой и роскошной мебелью. Слово «гардероб» происходит от латинского «armarium», которое у римлян обозначало сундук с внутренними полками, закрытыми парадными дверцами, в которых хранилось оружие или другие виды инструментов.

Однако, как свидетельствуют города Помпеи и Геркуланум, обстановка древних римлян была немногочисленна. За каждым уголком дома тщательно ухаживали, но мебели было мало, и для хранения своих вещей предпочитали использовать предназначенные для этой цели помещения, а не специально изготовленные контейнеры (даже если находились сейфы).

Интересный аспект римлян касается клина. Если у греков ее использование было недифференцированным для отдыха и банкетов, то у римлян вместо этого было три типа кроватей:

- lectus cufficleis, для сна
- lectus lucubratorius, посвященный учебе и чтению
- lectus triclinaris, используемый для банкетов (использовались три кровати, по одной на каждую сторону комнаты)

Использование кровати было весьма дифференцированным в зависимости от возраста, пола и социального положения. Например, дети главы семьи и слуги не могли есть лёжа на лектусе, а должны были сидеть за столом на специальных табуретках.

Средневековье, эпоха сундука
Средневековье — это очень долгая эпоха, состоящая, в свою очередь, из очень разных исторических периодов и, следовательно, с разными стилями мебели. Эта эпоха открылась первыми веками христианства, которое разделило обстановку на две тенденции: с одной стороны, было стремление отдать предпочтение простой и существенной мебели, более соответствующей новой религиозной морали, с другой — роскошь византийской мебели, характеризувшаяся с использованием драгоценных материалов и тканей. Мы можем сделать вывод об этом не столько по подлинным предметам, сохранившимся до наших дней (очень немногие, как, например, епископское кресло Максимиана в Музее архиепископа Равенны), сколько по картинам и скульптурам того периода.

Мы также мало что знаем о мебели раннего средневековья, хотя некоторые металлические предметы, такие как ключи, замки и петли, изготовленные опытными мастерами, пережили столетия. Кажется, никогда прежде мебель не была по-настоящему «подвижной» больше, чем в эту эпоху: из-за странствующего характера средневекового двора, который переезжал со своим сеньором из замка в замок, легко переносимая мебель была более подходящей. В замках этого периода, вероятно, не было никакой настоящей стационарной мебели, за исключением нескольких предметов, таких как трон и кровать.

Главным предметом мебели Средневековья, безусловно, был сундук, очень полезный для хранения всего необходимого и фактически использовавшийся в качестве дорожного сундука. Многие предметы мебели были разработаны так, чтобы их можно было легко упаковать, например, складную мебель и Х-образные стулья. Даже места высокого уровня, предназначенные для государей, пап и магистратов, были спроектированы так, чтобы их можно было переносить.

Что-то начало меняться в эпоху Каролингов, во время которой вернулись некоторые элементы обстановки из классического мира и получили распространение новые типы столов: от четырехугольных для общего пользования (также съемных) до круглых и монументальных.

Переходя к мебели для хранения вещей, примером, сохранившимся до наших дней, является Cassa di Terracina, хранящаяся внутри Палаццо ди Венеция в Риме. Это предмет середины XI века, который предназначался для хранения церковных документов. Глядя на него, можно различить в стиле ломбардское и норманнское, византийское и арабское влияние — все культуры, которые играли важную роль в Лацио того времени.

Мы не можем тогда говорить о позднем средневековье, не упомянув готический стиль, который характеризовал всю Европу от XIII века до эпохи Возрождения (даже раньше во Франции). Тесная связь, возникшая между архитектурой и мебелью, позволила создать более богатую мебель, начиная с кровати с балдахином. Продолжало производиться все больше и больше сундуков, комодов и шкафов, хотя долгое время одним из немногих стационарных предметов обстановки типичного средневекового дома оставался камин. Это происходит еще и потому, что в домах еще не было настоящей специализации помещений, которая началась в монастырях (в которых, например, кухня была отделена от остальных). Однако в эпоху готики даже буржуазные дома стали строиться по-другому: со спальнями, столовыми, гостиными и кабинетами.

А что насчет гардероба? В средние века сохранилось латинское слово «армариум», обозначавшее пространство, созданное из стены, защищенное сначала деревянным каркасом с занавеской, а затем деревянной дверью. Позднее в ризницах эти ниши превратились в действительно самостоятельные предметы мебели, в которых хранились богослужебные предметы. Они были больше похожи на наши гардеробы, но нам пришлось ждать до пятнадцатого века, прежде чем они распространились и на домашнюю сферу.

Мебель эпохи Возрождения и ее свадебные сундуки
Давайте перейдем к сути этой истории обстановки так называемого периода Возрождения, в котором Флоренция сыграла основополагающую роль. В этом городе возник глубокий интерес к древним грекам и римлянам, а также новое внимание к изображению человеческого тела (с анатомией) и пространств (с перспективой). Италия была признана прямой наследницей той строгости и рациональности, свойственной классической культуре. Но еще до того, как стать ведущим городом искусства и культуры, Флоренция в позднем средневековье превратилась в экономическую и торговую державу с процветающей городской буржуазией, которая стала новыми клиентами ремесленных мастерских. Появились семь гильдий основных искусств и четырнадцать малых искусств, включая Гильдию плотников.

Эти корпорации были основаны с целью обеспечить своим членам постоянный доход от работы и систему правил, позволяющую избежать конкуренции и несправедливости. Это также относилось к искусству плотников, которое подчинялось ряду правил. Например, проводилось различие между «модной мебелью», «стандартными» предметами мебели, которые соответствовали формам и размерам, определенным корпорацией, и «выставленной напоказ мебелью», более дорогой, потому что она выходила за рамки канона и предназначалась для большинства требовательных клиентов. Чтобы изготовить такую ​​мебель, мастерской даже приходилось спрашивать разрешение у гильдии и платить определенный налог. Если задуматься, это различие между «модной мебелью» и «экстравагантной мебелью» не сильно отличается от того, которое мы имеем сегодня между «стандартными» шкафами и шкафами на заказ или гардеробными.

Эти правила, с одной стороны, гарантировали единообразие продуктов и баланс между компонентами Искусства, но, с другой стороны, они были также и ограничением. Неслучайно это правило было отменено в пятнадцатом веке, учитывая, что спрос на все более роскошную мебель продолжал расти. Это позволило людям оторваться от традиций и экспериментировать с новым стилем, который сегодня мы определяем как мебель эпохи Возрождения. Конечно, средневековый вкус не исчез в одночасье (особенно в отношении стульев и другой «вспомогательной мебели»), но широкое распространение получила новая концепция мебели.

В пятнадцатом веке обстановка была вдохновлена ​​классическими архитектурными формами. Более того, архитектура была обязательным ориентиром, учитывая, что подлинных произведений, построенных греками и римлянами, не было. Прежде всего этому влиянию подверглись сундуки, шкафы и комоды, которые между концом Средневековья и началом Возрождения утратили свою «переносную» функцию и стали настоящей мебелью, с росписью или инкрустацией. Кассони, в частности, стали настолько популярными, что стали традиционным свадебным подарком: это были так называемые свадебные кассони.

Некоторые декоративные элементы присутствовали уже в четырнадцатом веке, особенно геометрические, но в новом веке предпочтение отдавалось сюжетным картинам, то есть картинам, рассказывающим истории, как древние, так и современные. Для свадебных сундуков наибольшей популярностью пользовались любовные истории из греческой и римской мифологии.

Инкрустация имела также большой успех в качестве украшения сундуков и другой мебели. Эта техника, освоенная искусством плотников, заключалась в склеивании листов дерева разной сущности или искусственно окрашенных, чтобы создать чередование светлых и темных участков внутри украшения. Одним из наиболее ценных примеров этой техники является Studiolo Федерико да Монтефельтро в Герцогском дворце Урбино.

В пятнадцатом веке появились и другие типы мебели, такие как сервант (используемый для хранения готовой еды и напитков) и книжный шкаф.

Шестнадцатый век между гротесками и полудрагоценными камнями
В следующем столетии Флоренция продолжала играть основополагающую роль, но к ней присоединились и другие влиятельные города, прежде всего Венеция, Рим и Феррара. Революционная художественная культура XV века институционализировалась, став частью официальных руководств.

Говоря об обстановке, одной из важнейших характеристик обстановки XVI века является использование в декоре гротесков (типичных для римской живописи времен императора Августа). Гротески — это элементы, восходящие к образности классической эпохи и обычно изображающие животных и чудовищные фигуры вместе с натуралистическими или геометрическими украшениями: мы находим химер, сфинксов, дельфинов, путти и т.д.

Этот вкус к гротеску проявился в украшениях сундуков и других предметов обстановки, украшениях которых в шестнадцатом веке стали больше вырезать, чем раскрашивать. В частности, сундук, рожденный как практичный и функциональный предмет мебели, достиг момента максимального украшения, а затем парадоксальным образом достиг периода упадка.

Отметим также основание Opificio delle pietra semire di Firenze, построенное по заказу великого герцога Фердинандо I Медичи в 1588 году. Это учреждение, как следует из названия, отвечало за создание произведений из полудрагоценных камней и предметов интерьера, украшенных инкрустациями из полудрагоценных камней.

Барокко в стиле Людовика XIV
XVII век ознаменовал собой период разрыва с эпохами, которые мы только что видели, учитывая, что итальянские города перестали иметь то гегемонистское влияние, которое они имели раньше (даже если они продолжали играть важную роль). Это, очевидно, относится и к истории мебели, в которой мы имеем два основных полюса: барочный Рим Пап и Париж Людовика XIV, Короля-Солнца.

Произошло важное изменение в тенденции: если в эпоху Возрождения мебель вдохновлялась архитектурой, то в семнадцатом веке она больше основывалась на скульптуре. Фактически, мебель эпохи Возрождения состояла из нескольких отдельных частей и элементов, которые затем приходилось собирать вместе, в то время как мебель в стиле барокко, как правило, была результатом разработки единого оригинального блока, как это происходит в скульптуре. Особенно это касалось мебели римского барокко, в которой даже сама отделка стала более органичной. В целом наиболее распространенными декоративными элементами были ракушка и пальмовые листья, затем следовали путти, нимфы, сатиры, фантастические существа (сфинксы, грифоны, драконы и т.д.), животные (львы, насекомые, змеи и т.д.), цветы и фрукты.

Другой важной особенностью римского барокко, распространившегося по всей Европе, было использование позолоты для дальнейшего украшения мебели. Даже стиль Людовика XIV, получивший свое название от Короля-Солнца, XVII века, сделал эту особенность своей собственной. С Людовиком XIV во Франции официально началась эпоха монархического абсолютизма, который также проявился в искусстве и обстановке. Государь и его советники даже препятствовали покровительству и заказам богатой буржуазии, чтобы гарантировать, что искусство, признанное национальным, заказывалось исключительно королем. Неслучайно в 1648 году была основана Королевская академия живописи и скульптуры, целью которой было установление новых правил вкуса.

Стиль Людовика XIV характеризовался определенным цветовым разнообразием, заключающимся в использовании различных древесных эссенций и ярких цветов, таких как красный, зеленый, серебряный и золотой. Полихромия также обеспечивалась за счет инкрустации и использования полудрагоценных камней. Помимо вышеупомянутых ракушек, в украшениях были широко распространены листья и усики аканта.

Если говорить конкретно о гардеробе, то он становился все более тяжелым и украшался сатирами, детьми и великанами, которые часто выступали в качестве несущих элементов. Любопытно, что это был единственный предмет мебели, не имевший изогнутых поверхностей, в отличие от остальной мебели Людовика XIV.

Самым известным мебельщиком этой эпохи, безусловно, был Андре-Шарль Буль (1642-1732), который в 1673 году стал официальным краснодеревщиком короля. За свою жизнь он создал многие предметы мебели для Версальского дворца, а также работал для других важных европейских дворов, получив особое признание за свою технику инкрустации позолоченной латунью и черепаховой фольгой.

Стиль Людовика XV и другие стили восемнадцатого века
С восемнадцатого века Франция стала ведущей страной всей европейской культуры. Однако этот век также ознаменовал упадок абсолютизма и подъем богатой и могущественной буржуазии. В области мебели ситуация также изменилась еще до Французской революции. Монументальный стиль придворной жизни семнадцатого века исчез в пользу создания салонов восемнадцатого века, которые требовали меньшего размера, более удобной и более интимной обстановки. В эту эпоху размеры мебели и помещений, в которых она располагалась, были изменены, чтобы удовлетворить реальные потребности правящих классов в комфорте и роскоши.

Художественными течениями, которые наиболее характеризовали восемнадцатый век и его обстановку, были первоначально рококо, а во второй половине века - неоклассицизм. Во Франции первая фаза рококо совпала с периодом регентства Филиппа II Орлеанского, после смерти Короля-Солнца. В эти годы уже началась функциональная дифференциация помещений, чтобы иметь залы для приема и общения или заниматься музыкой, а также читать. Предвосхищая стиль Людовика XV, мебель эпохи Регентства характеризовалась использованием позолоченной или окрашенной бронзы.

Большое влияние оказал так называемый «вкус рокайля», тип декора, который, вдохновленный природными мотивами камней, ракушек и капель воды, становился особенно обильным и играл на кривых и контр-кривых.

Однако это было с Луи Самой влиятельной фигурой больше не была государь, в отличие от стиля Людовика XIV: протагонистами нового вкуса были влиятельные женщины, влиявшие на моду и обычаи своего столетия, такие как мадам де Помпадур и мадам дю Барри.

Одно из ключевых слов Луи Элементы, включенные в украшения, были многочисленны, образуя стиль эклектики: пальмы, листья аканта, нити, жемчуг, ракушки, обезьяны, гротески, розетки, семязачатки и т.д.

Последним стилем старого режима был стиль Людовика XVI, за которым последовал стиль Директории, который вместо этого находился под влиянием неоклассицизма. Рожденный как реакция на рококо и возобновление страсти к археологии в Европе, он характеризовался исчезновением изогнутых линий в пользу симметричных композиций, в то время как вместо украшений использовались древние мотивы, такие как подсвечники, лиры, жаровни и вазы.

Лучшими мебельщиками неоклассического периода были Жан-Франсуа Обен и Жан-Анри Ризенер, а среди итальянцев действовал Джузеппе Маджолини (1738-1814), мастер-краснодеревщик.

Стиль ампир и возрождение XIX века
Что случилось с историей мебели после казни Людовика XVI? Это был поистине необычный период для мебельного производства. Во Франции имущество двора и аристократии было конфисковано и выставлено на продажу, но его покупали в основном англичане. Вскоре после этого период Директории закончился и началась наполеоновская эпоха, которая подтвердила идею Парижа как столицы Европы. Завоевания Наполеона также способствовали импорту иностранных произведений искусства, итальянских и других, что побудило художников и ремесленников сравнивать себя с Древним Римом.

История появление мебели в странах ЕвропыЕсли нам нужно найти фактор, общий для всех стилей обстановки девятнадцатого века, то это был историзм, характеризующийся глубоким интересом к прошлому (даже если в девятнадцатом веке были большие исключения, прежде всего импрессионизм в искусство). Между возрождением и историцистскими ориентациями двумя основными стилями мебели этого столетия были неоклассицизм и неоготика, оба уже присутствовали в восемнадцатом веке.

Оставив на время неоготику, мы остаемся во Франции. В эпоху Наполеона утвердился так называемый стиль ампир, который поддерживал имперскую пропаганду грандиозной, почти кесаревой обстановкой. Формальными характеристиками мебели в стиле ампир были симметрия, прямоугольные линии, использование темного дерева и украшения с мотивами, отсылающими к древнему миру. Мебель, призванная быть скорее эстетичной, чем функциональной, была массивной и тяжелой, обладающей собственной автономностью.

С падением Наполеона и периодом Реставрации стиль изменился на буржуазную версию стиля ампир, предпочитая светлое дерево для более уютной обстановки и более изогнутых линий.

Однако открылся другой сценарий: сценарий Англии, которая была главным героем начала промышленной революции. Некоторые деятели того времени отвергли эти глубокие социально-экономические изменения, которые также привели к низкому качеству продукции, и нашли убежище в идеализированном Средневековье. Неоготика, уже успешная между 1750 и 1760 годами, вернулась в моду в 19 веке с типом мебели, который соответствовал не истинной средневековой готике, а представлению о том, чем, как считалось, она могла быть. Первая неоготическая мебель XIX века была разработана Огастесом Уэлби Нотмором Пьюгином (архитектором Биг-Бена) для Виндзорского замка.

В 1861 году в знак протеста против промышленных процессов Уильям Моррис, Питер Пол Маршалл и Чарльз Фолкнер основали компанию Morris, Marshall, Faulkner & Co. с целью предлагать мебель и предметы декоративного искусства, чтобы снова поставить качество ремесленных изделий в центр внимания. В частности, именно Уильям Моррис (1834-1896), один из главных представителей художественного движения «Искусство и ремесла» (а также прародитель промышленного дизайна), выдвинул теорию типа работы, которая позволяет ремесленникам сохранять свое творчество не поддаваясь отчуждению механического и промышленного труда. Кроме того, с появлением «Искусства и ремесел» Морриса мебель начала меняться, отказавшись от неоготики в пользу стиля, который мы теперь знаем как Либерти или Ар Нуво.

Однако мы не можем перестать говорить о девятнадцатом веке, не рассказав о двух антиисторических примерах. Первую составляет запатентованная мебель, то есть предметы мебели, разработанные инженерами, которые для удовлетворения потребностей среднего класса изучали предметы, которые могли бы выполнять несколько функций, например, кресло, которое становится диваном, или кровать, которая также является гардероб. Запатентованная мебель производилась в основном в Соединенных Штатах, стране, которая находится на подъеме.

Второй пример представляет мебель Майкла Тонета (1796-1871), настоящего дизайнера, создавшего знаменитые стулья Thonet Chairs, до сих пор остающиеся классикой современной мебели. Тонет, в частности, произвел революцию в «несущей мебели», разработав технику, которая заключалась в увлажнении древесины паром, чтобы ее можно было сгибать. Подход Тонета был очень современным и послужил значительным источником вдохновения для нового столетия.

Сегодня, общеевропейский стиль мебели доступен во многих странах в том числе и в России. Шкафы-купе Хабаровск сделаны по дизайну современных мастеров Европы, США и РФ.

На пути к двадцатому веку
Эта первая часть истории мебели заканчивается в разгар Прекрасной эпохи, которая вскоре продолжится всеми нововведениями, принесенными 20-м веком (включая официальное рождение дизайна).





Контактные данные автора


Категория: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО | Добавил: Alla (20.01.2024)
Просмотров: 103
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Спасибо за ваши рекомендации:

Нравится



Схожие материалы:

Яндекс.Метрика