Главная страница каталога статей  |   Добавить статью в каталог

Главная страница портала » Главная страница каталога статей » Публикация статей на тему » ПРАВО

У истоков миграционной политики Италии: краткая история вида на жительство

ВНЖ в ИталииВизы, паспорта, вид на жительство. Сегодня мы воспринимаем данные документы как должное, кажется, что они существовали всегда: по крайней мере, с тех пор, как существовали национальные государства. И все же документы появились позже, чем вы думаете. Краткая история вида на жительство и связанной с ним миграционной политики: пример Италии.

Почти все нормативные инструменты, регулирующие иммиграцию, были созданы после Первой мировой войны: раньше перемещение людей через границы было практически свободным. Опыт войны усиливает в государственных органах европейских стран чувство незащищенности и необходимость контроля над людьми, перемещающимися по государствам: власти опасаются, в частности, шпионских операций зарубежных стран, деятельности диверсантов, международного терроризма. В 1920-е годы по всей Европе был разработан «инструментарий», то есть набор инструментов контроля за мобильностью, который со временем оставался более или менее неизменным: именно в этот период зародились визы, виды на жительство, пограничный контроль и процессы выдворение.

Международное право, до тех пор довольно толерантное к иммиграции, адаптировалось к новой тенденции: так, в 1928 г. Конференция американских государств установила право каждого отдельного штата устанавливать условия въезда и пребывания иностранцев на собственной территории; Лига Наций приняла тот же принцип в 1929 году, а Международный Суд признал легитимность этого принципа в 1932 году.

Фашистская Италия, как легко представить, охотно приспосабливается к этим новым тенденциям. В 1930 году власти впервые ввели «визовую» политику, которая позволяла контролировать и «фильтровать» въезд иностранцев, не допуская элементов, считающихся «подрывными» (т.е. политических оппонентов, подозреваемых в принадлежности к антифашистским организациям). В 1931 году была также введена «прописка», управление которой было поручено Главному управлению полиции и аппарату Министерства внутренних дел.

Чтобы исторически контекстуализировать эти события, следует иметь в виду, что в фашистскую эпоху иностранец еще не является иммигрантом: те, кто въезжал в Италию, не приезжали работать, искать счастья, работать горничной или фабричным рабочим, как это происходит сегодня. В эту эпоху Италия по-прежнему остается страной эмиграции, и именно итальянцы едут на работу за границу, а не иностранцы работают в Италии. По этой причине иностранец не являлся и не воспринимался как иммигрант. Среди иностранцев есть скорее изгнанники, либо богатые люди, «влюбленные» в Италию, либо даже интеллектуалы, а также некоторые этнические меньшинства (особенно на территориях, завоеванных в Первую мировую войну). Таким образом, власти боялись не вторжения мигрантов, а скорее проникновения политических агитаторов, подрывников, лидеров антифашистских партий, анархистов. Иностранец того времени, представляет собой потенциальную политическую опасность, а не экономическую или демографическую угрозу.

Вернемся к международному контексту. После Второй мировой войны миграция в Европе, по крайней мере частично, снова рассматривается государствами положительно: экономики стран, переживающих послевоенное восстановление, нуждаются в рабочей силе и поэтому требуют иммигрантов. Эта ситуация касается не Италии и стран Южной Европы, которые до сих пор являются странами эмиграции, а Франции, Бельгии и Германии. Сохраняя системы миграционного контроля, которые мы уже видели практически неизменными, эти страны продвигают ряд двусторонних соглашений, направленных на поощрение мобильности рабочей силы: все соглашения между странами происхождения и странами назначения мигрантов, которые в целом определяют объемы и состав мигрантов, миграционные потоки, методы найма, процессы и этапы перевода работников за границу.

Из этих соглашений печально знаменитым осталось соглашение, подписанное в Риме правительствами Италии и Бельгии в 1946 году: «Итальянское правительство», читаем мы в тексте Протокола, «обеспечит, чтобы наем рабочих осуществлялся в кратчайшие сроки» и на лучших условиях до места, которое будет установлено по взаимному согласию на итало-швейцарской границе; Правительство Бельгии полностью соблюдает условия подписанного ранее соглашения «горняки-уголь». Это ускорит отправку в Италию количества угля, предусмотренного соглашением» [Итало-бельгийский протокол 1946 года, цитируется по Ферруччо Пасторе, Стоит ли нам бояться миграции?, Латерца, Бари-Рим, 2004 г., стр. 3]. Другими словами, Италия продает своих людей, отправляет своих эмигрантов в Бельгию в обмен на отправку угля, необходимого для восстановления национальной промышленности. А поскольку страна, опустошенная войной, не в силах навязать Бельгии адекватные условия труда и быта для эмигрантов, последние окажутся для работы на шахтах, без гарантий безопасности на работе, с недостаточной заработной платой, изнурительными часами работы с неудовлетворительными жилищными условиями. С этой точки зрения эпоха двусторонних соглашений была далеко не золотым веком для эмигрантов: но она по-прежнему представляла собой этап, на котором европейские правительства были заинтересованы в поощрении мобильности рабочей силы.

Эта эпоха закончилась почти внезапно в начале семидесятых. Почти все европейские правительства приостанавливают двусторонние соглашения и открыто заявляют о своем намерении закрыть свои границы. Началась фаза жесткого миграционного контроля, отбора въезжающих и криминализации мигрантов, которая во многих отношениях продолжается и по сей день. Правительства вновь задействуют арсенал, который никогда официально не упразднялся и который характеризовал довоенную политику: визы, паспорта, виды на жительство, отказы и так далее.

Через несколько лет правительства, считающие, что они окончательно закрыли свои границы, обнаруживают, что иммигранты все равно прибывают. В конце 70-х годов в Европе были зафиксированы первые по-настоящему нелегальные въезды – то есть зародилась тайная иммиграция, как мы ее понимаем сегодня; мы понимаем, что ограничения систематически обходят не только путем их обхода, но и через каналы, гарантированные правовой системой, например, предоставление убежища или воссоединение семьи. Иначе говоря, иммигранты продолжают прибывать, и это закрепляет среди европейских правящих элит ощущение неуправляемого, неуловимого явления, источника беспокойства: по крайней мере частично, чувство «небезопасности», связанное с иммиграцией, возникает именно из-за этого, а вместе с этим, собственное восприятие политической системы (поэтому это не просто спонтанный «страх разнообразия» простых и некультурных людей, как мы часто склонны думать).

Европа достигает цели объединения и интеграции с этим богатством знаний, страхов и опасений, накапливавшихся годами: и появляется одобрение так называемой «Шенгенской системы», то есть свободного перемещения людей и товаров в европейском пространстве. Таким образом, хотя европейским гражданам гарантируется свободное передвижение внутри пространства сообщества, граждане «третьих стран» (тех, кого сегодня называют «гражданами, не входящими в ЕС») по-прежнему связаны ограничениями и процедурами отбора.

Стоит сказать, что получение внж по ребенку рф также требует внимания при оформлении всех необходимых документов, важно квалифицированно подготовиться и подать документы.

Италия обнаружила, что она стала страной иммиграции примерно в 1980-е годы: ее правящий класс, совершенно не готовый справиться с неизвестным до тех пор явлением, унаследовал от других стран страхи, опасения и тревоги, разделяемые политическими элитами Старого континента. Таким образом, полицейские инструменты управления иммиграцией, изобретенные в фашистскую эпоху, получат новый импульс и в Италии.





Контактные данные автора


Категория: ПРАВО | Добавил: gena (10.01.2024)
Просмотров: 107
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Спасибо за ваши рекомендации:

Нравится



Схожие материалы:

Яндекс.Метрика