Главная страница блога  |   Добавить запись в блог

Главная » 2013 » Январь » 4
20:48
ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА О средствах массовой информации



ГЛАВА VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Статья 30. Права журналиста

Профессия журналиста свободна и не подлежит лицензированию.

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части 1 статьи 44 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Туркменистана;

7) посещать места чрезвычайных ситуаций, присутствовать в местах массового сбора граждан;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью 1 статьи 41 настоящего Закона;

12) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением законодательства Туркменистана;

13) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи;

14) организовывать профессиональные союзы, а также участвовать в их деятельности.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Туркменистана.

Статья 31. Обязанности журналиста

1. Журналист обязан:

1) осуществлять сбор и обнародование информации только этическими и законными способами;

2) представлять достоверную, точную и беспристрастную информацию;

3) критически оценивать источники своей информации, внимательно и скрупулёзно проверять факты, основываясь на нескольких источниках. При отсутствии возможности проверить надёжность источника информации это должно быть указано в распространяемой информации;

4) авторизовать впервые распространяемую подготовленную информацию, если этого желает лицо, предоставившее ему эту информацию;

5) сохранять конфиденциальность информации и (или) её источника;

6) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

7) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъёмки;

8) не использовать средства аудио- и видеозаписи, если этого не желает предоставляющее информацию частное лицо;

9) при обращении о предоставлении информации указывать свои фамилию, место работы (средства массовой информации и (или) передачу, которая подготавливает репортаж) и должность, а также предупредить человека о том, что его слова могут быть публично обнародованы в средствах массовой информации;

10) не оказывать давление на источник информации и не предлагать вознаграждение за информацию;

11) перед интервью с несовершеннолетним получить согласие одного из его родителей (законных представителей), а также согласие самого несовершеннолетнего;

12) соблюдать Устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

13) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несёт также иные обязанности, установленные законодательством Туркменистана о средствах массовой информации.

2. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство физического лица, а также деловую репутацию юридического лица.

3. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Статья 32. Отношения журналиста с редакцией (главным редактором)

1. Редакция обязана иметь правила внутреннего распорядка и (или) кодекс журналистской этики, в которых должны быть установлены права, обязанности, ответственность, служебные отношения журналистов, а также защита журналиста от возможного нарушения его прав.

2. Независимо от того, связан ли журналист с редакцией трудовыми отношениями, с ним должно быть подписано письменное соглашение об использовании авторского произведения журналиста. Таким соглашением также может считаться заключённое с главным редактором коллективное соглашение (коллективный договор), в котором оговорены условия использования авторских произведений журналистов. Если главный редактор, использующий авторское произведение журналиста, не заключил письменное соглашение с журналистом и не является участником коллективного договора, это не освобождает его от обязанности справедливого вознаграждения журналиста за использованное авторское произведение.

Статья 33. Недопустимость злоупотребления правами журналиста

1. Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

2. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Статья 34. Статус журналиста

Профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется:

- на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;

- на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами при выполнении ими поручений редакции.

Статья 35. Аккредитация журналистов

1. Редакция для аккредитации своего журналиста имеет право обращаться в государственные органы и органы общественных объединений, которые проводят её в соответствии с настоящим Законом и порядком аккредитации журналистов, действующим в соответствующем органе.

2. Порядок аккредитации журналистов в государственных органах устанавливается Кабинетом Министров Туркменистана.

Порядок аккредитации журналистов в общественных объединениях регулируется их внутренним актом.

3. Порядок аккредитации журналистов устанавливает:

1) предъявляемые к средству массовой информации требования, при соблюдении которых аккредитуется его журналист;

2) правила организации работы аккредитованного журналиста, в том числе условия, способствующие обеспечению эффективности его работы;

3) другие требования, вытекающие из особенностей деятельности соответствующего органа.

4. Порядок аккредитации журналистов не должен устанавливать положения, которые:

1) ограничивают право аккредитованного журналиста присутствовать на заседаниях соответствующего органа, его подразделений, на других мероприятиях, за исключением тех случаев, когда данные заседания проводятся в закрытом режиме;

2) исключают возможность информировать журналистов о мероприятиях, проводимых в соответствующем органе;

3) создают неравные условия для аккредитованных журналистов;

4) ограничивают закреплённые настоящим Законом права журналиста на получение информации.

5. Органы, аккредитовавшие журналистов, обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

6. Аккредитованный журналист организует свою работу в соответствии с порядком аккредитации в соответствующем органе и регламентом его работы.

Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

7. Журналист может быть лишён аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство работников, а также наносящие вред деловой репутации органа, аккредитовавшего журналиста, что подтверждено решением суда, вступившим в законную силу.

Аккредитация журналиста может быть прекращена на основании заявления редакции.

8. Аккредитованные в соответствии со статьёй 58 настоящего Закона иностранные журналисты имеют равные с журналистами Туркменистана права на сбор и распространение информации.

9. Установление порядка аккредитации не может служить основанием для отказа в предоставлении журналисту информации в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

ГЛАВА VII. ОТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГРАЖДАНАМИ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Статья 36. Право на получение информации через средства массовой информации

1. Граждане имеют право на получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц.

2. Средства массовой информации имеют право получать такую информацию от государственных органов и общественных объединений, их должностных лиц.

3. Государственные органы и органы общественных объединений, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путём проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Статья 37. Запрос информации

1. Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, общественных объединений, их должностных лиц.

Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.

2. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Запрашиваемая информация представляется:

по событиям, мероприятиям, происходящим в день запроса, – в день запроса;

по вопросам, для подготовки которых не требуется сбор дополнительных данных,

– в течение трёх рабочих дней;

по вопросам, для подготовки которых требуется сбор дополнительных данных, – не позднее чем в течение недели (семи рабочих дней).

Статья 38. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

1. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

2. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трёхдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе.

3. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок.

4. Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован представителем средства массовой информации вышестоящему органу или должностному лицу, в суд в порядке, предусмотренном законодательством Туркменистана.

Статья 39. Конфиденциальная информация

1. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

2. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с делом, находящимся в его производстве.

3. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

4. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Статья 40. Скрытая аудио- и видеозапись, кино- и фотосъёмка

Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъёмки, допускается, если:

1) это не нарушает конституционных прав и свобод гражданина;

2) это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

3) демонстрация записи производится по решению суда.

Статья 41. Использование авторских материалов и писем

1. Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования произведения, предоставляемого редакции.

2. Никто не вправе обязать средство массовой информации опубликовать отклонённый редакцией материал, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

3. При публикации читательских писем допускаются сокращение и редактирование их текста, не искажающие смысла писем.

4. Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона.

5. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

Статья 42. Особые случаи неразглашения информации

1. Использование свободы информации может ограничиваться требованиями и условиями, которые устанавливаются законом и необходимы для защиты безопасности Туркменистана, соблюдения гарантий беспристрастности судей при осуществлении правосудия, защиты от разглашения конфиденциальной информации, охраны здоровья и нравственности граждан, а также их частной жизни, личного достоинства и других аспектов.

2. В средствах массовой информации запрещается обнародовать информацию, в которой содержатся:

1) призыв к насильственному изменению конституционного строя Туркменистана;

2) призыв к покушению на суверенитет Туркменистана, его территориальную целостность, политическую независимость;

3) разжигание войны или ненависти, издевательства, пренебрежение, а также подстрекательства к дискриминации, насилию, физической расправе с группой людей или лицом, принадлежащим к ней по национальному признаку, расе, полу, происхождению, социальному положению, языку, вероисповеданию, убеждениям или взглядам;

4) пропаганда или реклама порнографии, а также пропаганда и (или) реклама сексуальных услуг, половых извращений;

5) пропаганда и (или) реклама вредных привычек и наркотических или психотропных веществ.

3. Запрещается распространение дезинформации и информации, порочащей, оскорбляющей гражданина, унижающей его честь и достоинство.

4. Запрещается распространение информации, противоречащей принципу презумпции невиновности, а также препятствующей осуществлению правосудия.

Статья 43. Деятельность средств массовой информации в период избирательной кампании

Особенности деятельности средств массовой информации в период избирательной кампании устанавливаются законодательством Туркменистана о выборах.

ГЛАВА VIII. ЗАЩИТА ПРАВ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 44. Защита прав, чести и достоинства физического лица

1. При подготовке и распространении публичной информации необходимо

обеспечить право физического лица на защиту информации частного характера.

2. В целях предотвращения нарушения прав физического лица, защиты его чести и достоинства при сборе и публичном обнародовании информации запрещается:

1) без его согласия производить съёмку, фотографирование, производить аудио- и видеозаписи в принадлежащем физическому лицу жилом помещении, в частном домовладении физического лица и на относящейся к нему огороженной или иным способом чётко обозначенной территории, независимо от того, находится ли это лицо в указанных местах;

2) производить съёмку, фотографирование или аудио- и видеозапись во время непубличных мероприятий без согласия организаторов, имеющих право на организацию таких мероприятий;

3) производить съёмку, фотографирование и использовать изображения физического лица в рекламе в средствах массовой информации без его согласия;

4) производить съёмку и фотографирование физического лица с явными физическими недостатками без его согласия или производить съёмку и фотографирование физического лица, когда оно находится в беспомощном положении в связи с нарушением здоровья;

5) производить съёмку, фотографирование несовершеннолетнего или звуко- и видеозапись с ним без согласия как минимум одного из родителей (законных представителей) и самого несовершеннолетнего;

6) производить съёмку, фотографирование крупным планом либо делать видеозапись умершего или погибшего человека без согласия членов семьи умершего или погибшего.

3. Информация о частной жизни может обнародоваться без согласия физического лица в тех случаях, когда она способствует раскрытию нарушения закона и преступных деяний, а также если информация представляется в ходе открытого рассмотрения дела. Кроме того, информация о частной жизни публичного лица может обнародоваться без его согласия, если эта информация представляет обстоятельства частной жизни этого лица или личные качества, имеющие общественное значение.

Статья 45. Защита несовершеннолетних

1. Редакции должны обеспечить защиту несовершеннолетних лиц от распространения оказывающей негативное воздействие на их физическое, умственное или нравственное развитие публичной информации, особенно связанной с распространением информации порнографического и (или) насильственного характера и информации, поощряющей вредные привычки.

2. Критерии отнесения публичной информации, которая оказывает отрицательное воздействие на физическое, умственное или нравственное развитие несовершеннолетних, к подобной информации устанавливаются законодательством и международными договорами Туркменистана.

3. Контроль за не подлежащей обнародованию информацией, указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Туркменистана.

Статья 46. Право на опровержение и ответ

1. Физическое или юридическое лицо вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения опубликованных сведений, не соответствующих действительности и унижающих честь и достоинство физического лица или наносящих вред деловой репутации юридического лица. Такое право имеют также законные представители физического лица, если само физическое лицо не имеет возможность потребовать опровержения.

2. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространённые ею сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

3. Физическое или юридическое лицо, в отношении которого в средствах массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие их права и законные интересы, имеет право на публикацию своего ответа в том же средстве массовой информации.

Редакция обязана опубликовать ответ. Если физическое или юридическое лицо представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям настоящего Закона.

Статья 47. Порядок опровержения

1. Если сведения, не соответствующие действительности, были обнародованы в средстве массовой информации, физическое или юридическое лицо, о котором эти сведения были обнародованы, вправе сделать опровержение.

В данном опровержении должно быть указано, какая информация не соответствует действительности, когда и где она была обнародована, какие утверждения обнародованной информации унижают честь и достоинство физического лица или наносят вред деловой репутации юридического лица, и потребовать, чтобы средство массовой информации, распространившее эту информацию, обнародовало опровержение.

2. Обязанностью средства массовой информации является опровержение обнародованной информации, не соответствующей действительности, унижающей честь и достоинство физического лица или наносящей вред деловой репутации юридического лица.

Условия и порядок опровержения такой информации, а также гражданской ответственности субъектов, осуществляющих подготовку и распространение публичной информации, устанавливаются законодательством Туркменистана.

3. Средство массовой информации после получения опровержения обязано бесплатно опубликовать его в том же объёме и в той же форме, в какой была обнародована информация, не соответствующая действительности, унижающая честь и достоинство физического лица или наносящая вред деловой репутации юридического лица, или обнародовать его другим адекватным способом.

Средство массовой информации обязано обнародовать опровержение, независимо от того, были ли обнародованы с его помощью не соответствующие действительности сведения от имени самого средства массовой информации или от имени другого лица.

Опровержение или ответ публикуются в печатном издании в специальной рубрике под заголовком «Опровержение», либо на той же полосе и тем же шрифтом, что и опровергаемое сообщение.

Опровержение или ответ зачитываются диктором радио или телевидения в той же программе или цикле передач и в то же время. Право выступить с ответом может быть предоставлено также самому гражданину или представителю организации, заявившему требование о публикации ответа.

Объём опровержения не может более чем вдвое превышать объём опровергаемого фрагмента распространённого сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного или компьютерного текста.

Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного или компьютерного текста.

Опровержение должно последовать:

1) в средствах массовой информации, выходящих не реже одного раза в неделю, - в течение двух недель со дня получения требования об опровержении или его текста;

2) в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

4. Требования, указанные в части 3 настоящей статьи, должны соблюдаться и в тех случаях, если средство массовой информации по собственному желанию обнародует опровержение информации, не соответствующей действительности, унижающей честь и достоинство физического лица или наносящей вред деловой репутации юридического лица.

5. Редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованное юридическое или физическое лицо о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа в течение месяца со дня получения требования об опровержении или его текста.

Статья 48. Основания отказа в опровержении

1. В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

1) является злоупотреблением свободой массовой информации в значении части 3 статьи 4 настоящего Закона;

2) противоречит решению суда, вступившему в законную силу;

3) является анонимным.

2. В опровержении может быть отказано:

1) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

2) если требование об опровержении либо представленный его текст поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

3. Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Законом порядка опровержения могут быть обжалованы в суд в течение одного года со дня распространения опровергаемых сведений.

Статья 49. Право на ответ

Каждое физическое лицо, честь и достоинство которого подвергается унижению обнародованной в средстве массовой информации не соответствующей действительности, неточной или предвзятой информацией о нём, а также каждое юридическое лицо, деловой репутации или другим законным интересам которого нанесла вред не соответствующая действительности, неточная или предвзятая информация, имеют право ответить, опровергая не соответствующую действительности информацию или уточняя обнародованную информацию, либо потребовать, чтобы редакция в порядке, установленном статьёй 47 настоящего Закона, опровергла информацию, не соответствующую действительности.

ГЛАВА IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 50. Основания ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации

1. Основаниями ответственности за нарушение законодательства Туркменистана о средствах массовой информации являются:

- злоупотребление свободой слова;

- распространение не соответствующих действительности сведений, унижающих честь и достоинство физического лица или наносящих вред деловой репутации юридического лица;

- оказание воздействия журналистов на суд;

- воспрепятствование со стороны должностных лиц государственных органов и общественных объединений законной профессиональной деятельности журналистов;

- принуждение журналистов к распространению либо отказу от распространения информации.

Законодательством Туркменистана может быть установлена ответственность и за иные нарушения законодательства Туркменистана о средствах массовой информации.

2. Основания, указанные в части 1 настоящей статьи, влекут ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана.

3. Ответственность за нарушение законодательства Туркменистана о средствах массовой информации несут виновные в этом должностные лица государственных органов и общественных объединений, а также учредители, издатели, распространители, редакция, главный редактор средства массовой информации, журналисты, авторы распространённых сообщений и материалов.

Статья 51. Ответственность за ущемление свободы массовой информации

1. Основаниями ответственности за ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, являются:

- осуществление цензуры;

- вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции;

- незаконное прекращение либо приостановление деятельности средства массовой информации;

- нарушение права редакции на запрос и получение информации;

- незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части;

- принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

- установление ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

- нарушение прав журналиста, установленных настоящим Законом.

2. Совершение правонарушений, указанных в части 1 настоящей статьи, влечёт ответственность, установленную законодательством Туркменистана.

3. Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, влечёт немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Туркменистана.

Статья 52. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации

1. Основаниями ответственности за злоупотребление свободой массовой информации, являются:

- использование средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, призыва к насильственному изменению конституционного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной вражды, исключительности или нетерпимости, распространения порнографии и иных уголовно наказуемых деяний;

- использование средств массовой информации для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинство;

- использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье;

- распространение в средствах массовой информации сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;

- злоупотребление свободой слова, распространение не соответствующих действительности сведений, унижающих честь и достоинство физического лица или наносящих вред деловой репутации юридического лица, воздействие журналистов на суд.

2. Основания, указанные в части 1 настоящей статьи, влекут ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана.

Статья 53. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации

1. Основаниями ответственности за иные нарушения законодательства Туркменистана о средствах массовой информации являются:

- учреждение средства массовой информации через подставное лицо;

- получение свидетельства о государственной регистрации обманным путём;

- скрытая уступка лицензии;

- незаконное изготовление продукции средства массовой информации без его государственной регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности;

- уклонение от перерегистрации;

- воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации, установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;

- незаконное распространение продукции средства массовой информации без его государственной регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в свет (в эфир), незаконное коммерческое распространение, осуществление вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных требований;

- нарушение правил распространения обязательных сообщений, рекламы;

- нарушение порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения материалов радио- и телепередач;

- создание искусственных помех, препятствующих уверенному приёму радио- и телепрограмм.

2. Основания, указанные в части 1 настоящей статьи, влекут ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана.

Статья 54. Случаи освобождения от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности

1. Главный редактор, а равно журналист не несут ответственность за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности, но по которым указан источник информации, если:

1) сведения содержались в официальных сообщениях;

2) сведения получены от информационных агентств;

3) сведения являются дословным воспроизведением публичных выступлений должностных лиц государственных органов и общественных объединений, а также публично произнесены на открытых заседаниях, совещаниях, пресс-конференциях и других мероприятиях, и высказанные утверждения не были искажены;

4) сведения получены или содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов и общественных объединений;

5) сведения содержались в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

6) сведения приобретены не запрещённым законом способом или не являлось очевидным то обстоятельство, что они считались секретными в установленном законом порядке;

7) сведения обнародованы не в анонимных рекламных объявлениях;

8) сведения представлены как мнение, комментарий и оценка;

9) сведения являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространённых другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Туркменистана о средствах массовой информации.

2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, за обнародование не соответствующих действительности сведений ответственность несёт тот, кто первым обнародовал такую информацию.

Статья 55. Основания обжалования в суд решений по вопросам деятельности средства массовой информации

В суд могут быть обжалованы:

1) отказ в государственной регистрации средства массовой информации, нарушение регистрирующим органом порядка и сроков регистрации, иные неправомерные действия регистрирующего органа;

2) решение уполномоченного органа государственного управления в области связи об аннулировании лицензии на деятельность, связанную с телерадиовещанием;

3) отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации либо несоблюдение должностными лицами, работниками пресс-служб государственных органов и органов общественных объединений требований статьи 38 настоящего Закона;

4) отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а равно нарушение прав аккредитованного журналиста.

Статья 56. Возмещение причинённых убытков и морального вреда

1. Возмещение причинённых убытков, нанесённых вследствие нарушения настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Туркменистана.

2. Моральный (неимущественный) вред, причинённый гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный ущерб, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами. Размер возмещения морального (неимущественного) вреда в денежном выражении определяется судом.

3. Органы государственной власти и управления, органы местной исполнительной власти и местного самоуправления как истцы в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации вправе требовать в судебном порядке лишь опровержения недостоверной информации или права на ответ, но не имеют права обращаться с требованием о возмещении морального вреда.

ГЛАВА X. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 57. Международные договоры и соглашения

1. Международное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основании международных договоров Туркменистана.

2. Редакции, профессиональные объединения журналистов могут участвовать в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями в порядке, установленном законодательством Туркменистана.

Статья 58. Деятельность представителей иностранных средств массовой информации, дипломатических и других представительств иностранных государств в Туркменистане

Правовое положение, профессиональная деятельность, аккредитация иностранных корреспондентов и других представителей иностранных средств массовой информации в Туркменистане, а также информационная деятельность дипломатических, консульских и других официальных представительств иностранных государств в Туркменистане регулируются законодательством и международными договорами Туркменистана.

Статья 59. Распространение иностранной информации

1. Гражданам Туркменистана гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам иностранных средств массовой информации.

2. Ограничение приёма программ непосредственного телевизионного и радиовещания допускается не иначе как в соответствии с международными договорами Туркменистана.

3. Распространение продукции иностранного периодического печатного издания осуществляется на основании разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Туркменистана, если порядок распространения не установлен международным договором Туркменистана.

ГЛАВА XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 60. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон Туркменской ССР от 10 января 1991 года «О печати и других средствах массовой информации в Туркменской ССР» (Ведомости Верховного Совета Туркменской ССР, 1991 г., № 1-2, ст. 8).

Президент Туркменистана
Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВ.

г.Ашхабад, 22 декабря 2012 года.

Перевод с государственного языка Туркменистана.



GoodGoog

Контактные данные автора


Категория: Новости | Просмотров: 2243 | Добавил: turk | Теги: СМИ, ашхабад, Конституция, Закон, туркменистан, информация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Спасибо за ваши рекомендации:

Нравится






Категории раздела

Информация для Вас

Наши друзья

Яндекс.Метрика