Главная страница портала » Главная страница каталога статей » Публикация статей на тему » СПОРТ

Чой Ли Фут: история и традиции

Краткие заметки об историческом периоде и происхождении храма Шао Линь.

У монастыря Сиу Лам была очень особенная история
Кун-фуВ 1844 году восстание, возглавляемое знатным Ли Цзы-Чэном и генералом У Сань-Гуем, привело к свержению последнего императора династии Мин, Чун Чжэна, который закончил свои дни, повесившись в «запретном городе». Позже лидеры повстанцев вступили в конфликт по личным причинам, возможно, из-за владения наложницей. Выйдя из схватки побежденным, У Сань-Гуй решил сдаться со своими войсками маньчжурским союзникам, поддержавшим повстанцев против Мин. Маньчжуры, сибирский народ тунгусского происхождения, некоторое время назад основали могущественное государство Маньчжурию в нынешних китайских провинциях Хэй Лун-Цзян, Цзи-Линь и Ляо-Нин. Усиленные хорошо организованной армией, они сохранили, однако, жестокие и отсталые обычаи, они стремились завоевать Китай, и неожиданная помощь, обещанная им У Сан-Гуем, представляла собой возможность осуществить проект вторжения. Действительно, после ликвидации Ли Цзы-Чэна на китайский трон был возведен император Маньчжурии Ай-Синь Гиоро Фу Линь, которому в то время было всего семь лет; фактическая власть перешла к дяде правителя, энергичному Дор-Гону. В Китае началась эпоха господства манкасе, которая при династии «Цин» продолжалась до 1912 года.

Маньчжуры навязывали своим китайским подданным не только очень жёсткие и крайне дискриминационные законы на этническом уровне, но и набор варварских обычаев, которые после столетий великолепной цивилизации погрузили бывшую империю Мин во тьму Средневековья. Действительно, династии Цин попытались стереть саму память о Китае: они поощряли использование маньчжурского языка, навязывали использование прически (знаменитой косички, свисающей с бритого черепа) и традиционной одежды своего народа, вновь вводили свирепое обычаи монгольского народа, такие как печально известная повязка, которой деформировали ноги новорожденных детей. Внутренняя политика, слабая и бессмысленная, привела империю к тяжелому экономическому кризису, который привел к обезлюдению деревни, очень высокому уровню безработицы и появлению мощных преступных организаций. Еще больше усугубляли общую картину частые войны и катастрофические стихийные бедствия, опустошавшие Китай в то время.
В результате такого положения дел среди китайских подданных возникли тайные движения сопротивления, первоначально сконцентрированные на севере Империи. Многие тайные общества, такие как «Красный шарф», «Великий кинжал», «Восемь триграмм» и «боксеры», прославившиеся одноименным восстанием, кульминацией которого стали «55 дней Пекина», были частью очень мощная «лотосовая» организация белых», которая в свою очередь опиралась на монахов Шао Линь.

Монастырь Шао Линь, основанный императором Сяо Вэнем в 495 году нашей эры, был построен на горе Сун, «пупе мира», в сегодняшней провинции Хэнань. Созданный как центр перевода буддийских священных текстов, он был колыбелью чань (дзен)-буддизма под руководством полулегендарного Бодхидармы (Та Мо у китайцев) (6 век н.э.). Важный музей выдающихся произведений искусства, монастырь славился, по крайней мере, с эпохи Тан (618-907 гг. н. э.) мастерством своих бонзов в боевых искусствах. При Цин монахам было строго запрещено заниматься боевыми искусствами, но священнослужители, поддерживавшие повстанцев, продолжали тайно тренироваться.

Часть бонзов Шао Линя перебралась в южную провинцию Фу Цзянь, которую защищал бывший минский генерал Чэнь Чжэнь-Гун и все еще сопротивлялся маньчжурам. Оказавшись там, они построили в труднодоступном месте укрепленный монастырь, который назвали «Сиу Лам» (термин, который на кантонском диалекте Южного Китая соответствовал Шао Линь, правильно называемому на языке «пинин»). Здесь начали обучать боевым искусствам желающих сражаться с чужеземной и узурпаторской династией. Чтобы скрыть свою деятельность, монахи заставляли своих учеников брить черепа и одеваться как бонзы. Борьба с маньчжурами продолжалась до тех пор, пока на престол не взошел третий цинский император Канси. Чрезвычайно культурный, храбрый и справедливый, новый государь завоевал симпатии самих покоренных китайцев.

Во время войны против тибетских элеутов Канси даже заручился поддержкой монахов Сиу Лама, но воинская доблесть бонзов возбудила подозрения двух маньчжурских сановников, которые побудили императора штурмовать монастырь и истребить жителей. Бой против монахов Сиу Лама был выигран императорскими войсками с помощью бонза-предателя, прозванного по традиции «номер семь», поскольку он был седьмым в боксерской иерархии. Однако пятерым монахам удалось избежать резни после поистине смелого побега. Безуспешно разжигая несколько восстаний, они решили разделиться, основав каждый особую школу боевых искусств с целью создания метода борьбы, с помощью которого можно было бы отомстить «номеру семь» и маньчжурам.

Чи Шин, который был мастером медитации в Сиу Ламе, сохранил систему бокса, практикуемую в монастыре. Спрятавшись на хламе труппы актеров, он разжигал беспорядки во всех местах, где останавливался. Его метод кунг-фу сегодня известен как Сиу Лам в Китае и Тиу Лам во Вьетнаме.

Учениками Чи Шина были Хун Хи-Гун, основатель стиля «Хунг Гар», и Фонг Сай Юк, создатель Хунг Куэн. Эти два метода кунг-фу, очень похожие друг на друга, часто считаются одними из самых чистых выражений древней системы Сиу Лам.

Монахине Нг Муи, знатоку стиля Муй Фа Чуан, приписывают создание основ кулачного боя, которые позволили ее ученице Йим Вин Чун разработать метод Вин Чун, который до сих пор считается одной из самых эффективных китайских боевых систем боевых искусств.

Миу Хин, еще один из выживших при Сиу Ламе, возможно, вассал, сохранил боевые приемы с использованием «барт джарм дао», или восьмилезвийных ножей. Это оружие представляет собой тяжелые тесаки с прочной гардой, которая также действует как кастет, и крюком на рукоятке, используемым для захвата и разрушения оружия противника.

Характерное название клинков происходит от того, что основными целями, поражаемыми ими, были восемь.

Барт джарм дао особенно используются в школах Вин Чун, Чой Ли Фут и Хунг Гар, но также встречаются и в других стилях кунг-фу.

Среди ветеранов Сиу Лама были два даоса, Фан ТоТак и Пак Мэй. Последний создал Пак Мэй Пай, стиль кунг-фу, который, хотя традиционно причисляется к двум боевым искусствам Сиу Лама, на самом деле является даосским боевым искусством. Очень агрессивная школа Пак Мэй использует трезубец для охоты на тигра в качестве своего характерного оружия.

Пять монахов Сиу Лама также считаются основателями «триады» или «союза Хун» (Хун Ча), тайного общества, яростно враждебного маньчжурам. Высокоорганизованные, безжалостные, верные собственному кодексу чести до крайних жертв, члены триады, поддерживая себя преступной деятельностью, проводимой против оккупантов, возглавили поистине большое количество восстаний. Между собой последователи тайного общества оговорили договор братской дружбы в тот самый момент, когда во время пышной церемонии посвящения они подписали ритуальные «тридцать шесть клятв». Загадочный, очень красочный язык вместе с особыми жестами, документами и одеждой позволяли взаимно узнавать членов разных «лож» одной и той же триады. Внутри каждой группы повстанцев существовала иерархия, состоящая из девяти уровней: от самого низкого (информатор) до самого высокого (дракон или глава ложи).

Все члены тайного общества прошли обучение боевым искусствам. Обучение кунг-фу адептов триады было поручено опытному мастеру оружия, получившему почетное звание «красный клочок» или «синий флаг».

Исторические заметки о зарождении стиля Чой Ли Фут
Стиль Чой Ли Фут был основан в 1836 году Великим Мастером Чан Хон Кунгом.
Чан Хон родился в Кинг Муи в 1808 году, деревне, принадлежащей району Ай Сай, который, в свою очередь, принадлежал району Сан Уи Юнь. Члены его семьи также были в четырех других городах вокруг Кантона, области, уже известной боевыми традициями, передаваемыми из династии Сун (960–1280 гг. н.э.).

В тот период территория «Ай Сай» была разделена на двадцать шесть деревень, жители которых были разделены на группы, лучше определяемые как «кланы», от которых они получили свои названия, такие как: Чан, Ли, Чеонг, Вонг, Хо, Лок, Чинг, Ён и т. д.

«Клан» Чань был особенно процветающим, его члены проживали в 5 деревнях, одной из которых был король Муи.

В семь лет Чан Хон переехал в дом своего «дяди» (видного политического деятеля деревни) Чан Юэнь У.

Последний был знатоком Фат Гара, стиля кунг-фу, созданного монахами знаменитого монастыря Шао Линь и широко распространенного в Южном регионе Чан Хон сразу увлекся этим боевым искусством, тем более, что оно соответствовало его бурному характеру. В семнадцать лет он уже не находил соперников среди боксеров, живших неподалеку. Но из-за своего беспокойного характера мальчик несколько раз рисковал попасть в неприятности с законом. Нетерпимый к уловкам хулиганов, он часто оказывался вовлеченным в сорные интриги. Его подвиги стали развлечением его сограждан, но в конечном итоге они раздражали людей его клана и беспокоили его опекуна.

В этот момент Чан Юэнь У прибег к радикальной системе: он доверил своего племянника уважаемому купцу по имени Ли Яу Сан. Последний, ответственный за двенадцать кланов, расположенных в районе Ай Сай, пользуясь сильным политическим влиянием, был тайным главой тайной и антиправительственной секты, известной как «триада».

Поручившись за молодого человека, Чан Юэнь Ву рекомендовал своему другу и мастеру Ли препятствовать занятиям Чан Хона боевыми искусствами, побуждая последнего посвятить себя коммерческому обучению. Но вскоре Чан Хон снова начал действовать импульсивно, несмотря на разумные советы своего нового опекуна. Более того, он даже стал выступать против маньчжурских властей, неоднократно создавая компрометирующие и опасные ситуации для политической позиции Ли Яу Сана. Позже он обнаружил, что Ли Яу Сан когда-то был внутренним инструктором в монастыре ордена Шао Линь в Фат Сане, поэтому он настоял на том, чтобы торговец, хотя и неохотно, должен был принять его в ученики.

Чан Хон обучался у мастера в полной секретности с обещанием подвергнуть себя определенным условиям и ограничениям. Молодой человек, который, несмотря на сдерживание своего энтузиазма, быстро прогрессировал и завоевал любовь своего наставника и учителя, в возрасте двадцати лет овладел боевыми знаниями в стиле «Ли Гар Цюнь» (стиль, также заимствованный из Шао-Цюня). школа Лин).

Поскольку теперь фактом является то, что все специалисты «Фат Ка», а также те, кто практиковал боевое искусство, произошедшее от искусства «Сиу Лам» (Шао Линь), были так или иначе замешаны в «триаде», события, которые они также возглавляли. очень молодой Чан Хон присоединился к тайному обществу.

В результате и ради безопасности их обоих Ли Яу Сан решил, что Чан Хон должен покинуть свой дом и исчезнуть на некоторое время. В этом смысле он послал его на поиски монаха, своего знакомого, который непременно дал бы юноше приют.

Вступив в контакт с «бонзовым» Чой Фоком, хранителем оригинальной боевой системы, практикуемой в Шао Лине, Чан Хон смог дополнительно завершить свою подготовку в боевых искусствах. На горе Лу Фу, где в тайном убежище находился религиозный человек, Чан Хон познал все секреты бокса Шао Линя; в частности, он был посвящен в дыхательные техники монахов, которые, сгруппированные в четыре последовательности упражнений, составили искусство «Ло-Хань Цигун» (усиление жизненной энергии учеников Будды).

Теперь он стал опытным бойцом, и во время тренировок у мальчика появилась интуиция, которая позволила ему улучшить свое кунг-фу. Озадаченный древней теорией, благоприятствующей единственному решающему удару, и твердой эластичностью позиций, переданных монахами храма Шао Линь, он начал интуитивно разрабатывать концепцию, называемую «линь уань» (последовательная скорость действия в сочетании с с исключительной мобильностью во время путешествий); что позже окажется чрезвычайно шокирующим.

Проиллюстрировав свою личную интуицию своему учителю, Чан Хон поразил монаха до такой степени, что он сам захотел сотрудничать в применении новой концепции.

Достигнув вершины своей подготовки, Чан Хеон затем сосредоточился, по указанию своего наставника, на духовном углублении посредством философско-религиозного учения буддизма «Чань». Приобретенный таким образом набор знаний окончательно созрел для ученика, который в возрасте двадцати семи лет окончательно покинул «бонзо» как мастер и вернулся в свою родную деревню.

И хотя официально он основал свою систему в 1836 году, еще три года он усердно работал над ее совершенствованием. Вскоре Чан Хон осознал, что создал новую боевую систему, но, как это было традиционно в китайских боевых искусствах, смиренно не приписал это себе. Фактически, он решил назвать свое кунг-фу, увековечивая имена своих мастеров. Так родилась песня Ли Яу Сана и Чой Фока «Fat Ca», или Choy Lee Fut.

Чан Хон еще больше усовершенствовал свое творение, добавив свой особый тип удара «стрелы» к традиционным боксерским ударам Шао Линя; удар, наносимый костяшками второй суставной фаланги руки, который впоследствии, поколениями, сменившими основателя, был охарактеризован как «Чан Хеон чой», именно кулак Чан Хеона.

Его предыдущая теория была дополнительно концептуализирована, и его концепция слияния атаки и защиты в одном жесте вышла за рамки идеи парирования как противостояния сил, отдав предпочтение вместо: уклонениям, предварительным ударам и встрече, динамичным и плотным движениям, без решения непрерывности.

Результатом стала быстрая, практичная и агрессивная боевая система, характеризующаяся чрезвычайно плавным внешним видом, скрывающим реальную огромную мощь техник.

Все активнее участвуя в борьбе с маньчжурами, Чан Хон, благодаря своему характеру и репутации опытного бойца, был назначен координатором подрывной деятельности двенадцати семейных групп, входящих в Триаду. Позже юноша даже достиг ранга «дракона» своей ложи.

Его жажда знаний никогда не прекращалась, и его стиль продолжал развиваться, когда он применил некоторые теоретические принципы, вытекающие из его стремления к философским исследованиям, что приблизило его к «даосизму».

Чан Хон открыл свою первую школу, где преподавали новый стиль, в своем деревенском храме. Его Чой Ли Фут вскоре распространился по всему южному Китаю. Но такие факты, как первая Опиумная война, завершившаяся поражением китайской армии в 1842 году, и непрерывная внутренняя борьба за дестабилизацию узурпировавшей власть «Цин», прервали расширение школы, столь скомпрометированной с «Тайской» Пин Тьен Го», сепаратистское движение, выступавшее против действующего правительства в союзе с тайными движениями триады и возглавляемое «Хун Сиу Чеуном». После поражения последнего в 1864 году, когда он сам и его школа тоже были разоблачены, Чан Хон и его семья покинули страну и отправились в Соединенные Штаты, где он прожил несколько лет в полной секретности. Он вернулся в свою страну происхождения через четыре года и с большим энтузиазмом смог увидеть, что превосходное мастерство ее мастеров сделало Чой Ли Фут широко известным даже в Северном Китае. Здесь школа была известна под названием «Цай Ли Фо» (на языке «пинин»).

Долгое время Чой Ли Фут оставался связанным с тайными обществами. О большой осторожности практикующих этот особый стиль кунг-фу в узнавании друг друга свидетельствуют и сегодня особые односложные слова, произносимые боксерами во время упражнений, которые когда-то представляли собой своего рода пароль.

Влияние тайного общества на кунг-фу Чан Хона проявляется в нескольких аспектах. Например, сложные ритуальные жесты, которыми в начале упражнений чтят память мастеров-прародителей стиля, напоминают знаки опознания, которыми пользовались адепты триады.

В настоящее время Чой Ли Фут разделен на три ветви, две из которых являются наиболее распространенными. Из последних один называется «хунг шинг», а другой «пак шинг».

«Хун Шинг Чой Ли Фут» — это оригинальная версия стиля, передаваемая из поколения в поколение в том виде, в котором его структурировал основатель. Он включает в себя более ста сорока упражнений «формы» (последовательности приемов, имитирующих гипотетическую борьбу с несколькими противниками, выполняемых индивидуально), а также серии атак на традиционную защиту, для тренировки в парах, обращения с большим количеством холодного оружия, тренировка с помощью специальных манекенов и, наконец, традиционных систем дыхания и физической подготовки.

«Пак Шинг Чой Ли Фут» — работа мастера «Там Сэма», в свою очередь ученика Чон Джима, прямого ученика «Чан Кун Пака (первенца Чан Хона) и инструктора, отправленного в «Фат Сан», провинция Юго-восток, чтобы распространить стиль. Там Сэм, за свое необычайное боевое мастерство заслуживший прозвище «Сам Сао», волшебной рукой особенно участвовал в подрывном плену против маньчжуров, обучал юных патриотов боевым искусствам. Чтобы сделать обучение своих учеников более коротким и прибыльным, компания Tam Sam упростила первоначальную программу тренировок Чой Ли Фут, создав изысканные и лаконичные упражнения и техники. Основной интерес его системы обучения был сосредоточен на самообороне, а его высокоразвитые стратегии идеально отвечали потребностям периода войны. После его смерти из-за засады его ученики, упорные в обучении и деле, в память о своем учителе приписали ему отцовство славы и заслуг. Они были такими, что последующие поколения даже приписывали отцовство стиля Тэму Сэму.

Третья ветвь стиля Чой Ли Фут, получившая название «Хунг Шинг», возникла с появлением второго поколения, эта последняя ветвь стиля мало чем отличается как технически, так и программно от первой и одноименной.

Все школы кунг-фу, наряду с приемами рукопашного боя, включают обучение обращению с холодным оружием. Среди последних некоторые, такие как копья, мечи, сабли и булавы, произошли от тех, которые использовались древними армиями. Многие виды такого оружия имеют благородное происхождение; например, трехсекционный шарнирный посох был создан императором Тай Цзу, основателем династии «Сун» (960 – 1279 гг. н.э.), а алебарда «Цюань Тао» была создана герцогом «Цюань Юем» в эпоху Троецарствия. (220 – 280 гг. н. э.). В Фат Ка, как и в других боевых искусствах, заимствованных из Шао Линя, помимо вышеупомянутого оружия, изучались и те, которые использовались бонзами Шао Линя, такие как восьмилезвийные ножи, «ча», своего рода маленькие трезубцы, крошечные дротики в форме звезды «пиао», а также знаменитая палка «крысиный хвост», в обращении с которой монахи считались непобедимыми.

Однако в арсенале Чой Ли Фут имеется огромное количество нетрадиционного оружия и инструментов, таких как свинцовые цепи и кнуты из стальных сегментов. Это оружие, которое когда-то использовалось телохранителями видных деятелей для поражения потенциальных нападавших в толпе, было взято на вооружение членами тайных обществ из-за его легкости скрытности.

Систематическое изучение предметов повседневного обихода, превращенных в смертоносные орудия, часто встречающееся в Чой Ли Фут, также было характерной практикой китайских подрывных организаций.

Другими, особенно эффективными, были серпы, палки для посадки клубней (куай) и цепы для обмолота риса (сеон чит цюань). Оружие, уже принятое на вооружение в Фат Ка, и сегодня присутствует в Чой Ли Фут.

Однако деталями школы, основанной Чан Хеном, были два характерных инструмента: складной веер и скамейка. В Чой Ли Фут для боя используются два типа вееров: один — обычный, другой — со стальными ребрами и может весить более килограмма. Техники с этим оружием очень быстрые и мощные. В среде кунг-фу Чой Ли Фут часто называют «фанатским стилем» в отношении его типичного оружия.

Скамья, уже известная как тупой предмет с бесчисленными возможностями обращения в боевых сценах китайского театра, стала настоящим оружием, когда Чан Хон установил фундаментальные критерии ее использования в нападении и защите. Очевидно, что скамейку нелегко использовать в бою, но при разумном использовании она может оказаться неожиданно подходящей для любого типа техники.

Чан Хон умер 20 августа 1875 года, оставив в наследство систему своему первенцу «Кун Паку».

В настоящее время Чой Ли Фут, несмотря на то, что он был воссоединен единогласным решением руководителей различных школ, собравшихся в Гонконге по случаю всемирной конференции в 1979 году, по сей день остается стилем, разделенным на три великие линии передачи.

За его распространение сегодня отвечают трое великих мастеров Вонг Гонг из школы «Хун Шинг»; Великий Магистр Чан Чиу Ю, за этот «Пак Шинг; и Великий Магистр Лу Ки из школы «Хунг Шинг».

Мастер Исидоро Ли Пира, представитель 5-го поколения хранителей, сам воспользовался ими и для них, став их прямым учеником, и учит защите стиля в его чистейшей целостности.





Контактные данные автора


Категория: СПОРТ | Добавил: gena (23.12.2023)
Просмотров: 152
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Спасибо за ваши рекомендации:

Нравится



Схожие материалы:

Яндекс.Метрика