Главная страница портала » Главная страница каталога статей » Публикация статей на тему » ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ И РЕЛИГИИ

Римский Новый год в древности

Бог Янус«Обратитесь с молитвами к Консивио (Янусу). Откройте все двери, теперь он любезно слушает нас... Ты добрый Создатель, безусловно, лучший из других божественных царей... пойте в честь него, отца богов, молитесь богу боги». - (М. Теренцио Варрон)

НОВЫЙ ГОД В МАРТЕ
Нынешний Новый год восходит к празднику римского бога Януса. Однако в древние времена самым важным богом в Риме был Марс, отец всех римлян, поэтому новый год начинался в марте.
Ромул в «Фастах» Овидия взывает к богу войны, посвящая ему первый месяц года:

«Повелитель оружия (Марс), от крови которого я считаю себя рожденным, и, чтобы ему поверили, я дам много доказательства, от вас мы провозглашаем начало римского года: первый месяц будет назван в честь отца».

В действительности пробуждение растительности отмечалось с весенним равноденствием. На самом деле Марс когда-то был Мавором, богом садов и растительности, не имевшим ничего общего с войной. Он был сыном Великой Матери Яуны, от которой Юнона, родившая его, по более поздней традиции, прикосновением к нарциссу, по другим данным, прикосновением к определенному цветку Этолии.

Иными словами, Великая Мать, родившая без мужа, то есть как Дева, сделала своего сына растительным, который умирал каждый год в день зимнего солнцестояния и воскресал в день весеннего равноденствия. Ведь и Христос каждый год умирает и возрождается, причем в одном из восхвалений Девы Марии это определяется: «Janua coeli», то есть дверь небесная, как определяли Иануа, дверь трех миров, небесная, земной и ад.

Однако все это итальянский культ. Римляне, народ-воин, создали миф о Марсе, который лежит с весталкой Реей Сильвией и становится отцом Ромула и Рема:

«О воинственный Марс», — взывает Овидий в начале своих «Фасти»: «оставь на время свой щит и копье, помогите мне и высвободите блестящие волосы из шлема». Быть может, вы сами спросите, какое отношение поэт имеет к Марсу: месяц, который поется, берет свое имя от вас: «Я наблюдал за Илиакскими огнями, когда полоса шерсти, упавшая с волос, скользнула перед священными огнями. Оттуда выросли вместе, дивные на вид, две пальмы: между ними одна была больше другой, и тяжелыми ветвями своими покрыла всю землю и верхушкой листвы коснулась звезд ее. Вот, дядя мой бросает на них меч свой: Я дрожу от предзнаменования, и сердце мое подпрыгивает от страха. Дятел, птица посвящен Марсу, и волчица сражается за оба ствола: обе пальмы благодаря им оказались в безопасности».

Для римлян март символизировал начало священного года. Пожары в святилище Весты тушили водой из священного источника Ютурны, жены Януса. Затем огонь разжигали священными дровами и меняли лавровые ветви во дворце.

Затем жрецы Салии несли Анцилию, одиннадцать копий щита, ниспадающего с небес, вместе с настоящим щитом в священной процессии. Они были священной защитой Рима.

НОВЫЙ ГОД В ЯНВАРЕ
По этому поводу существует несколько недоразумений. Некоторые датируют его 191 годом до нашей эры, и это неточно. В этот день Сенат издал «Lex Acilia de intercalando».
Внесенный консулом М. Ацилио Глабрио, этот закон разрешал понтификам иметь вставной период, чтобы избежать смещения времен года в доюлианский период, лунный календарь. Историк Фульвий считает, что это первая вставка в историю Рима, историк Варрон вместо этого относит ее к V веку до нашей эры.

Что мы знаем наверняка, Теренций также подтверждает это, так это то, что начало года первоначально было установлено в Марте по воле Нумы Помпилия, 2-го царя Рима, и не был перенесен на январь с помощью «lex Acilia de intercalatione».

Капитолийские фасты (эпиграфы, указывающие на дни, подходящие для решения государственных и частных дел;) фактически свидетельствуют о вставках, которые уже произошли в 260 и 236 г. до н.э.; и «rogationes de intercalando» (просьбы о вставке некоторых дней в календарь) «lex Acilia de intercalatione» не были законами, а скорее давали понтификам право вставлять дни в календарь в соответствии с необходимостью. (Варрон, De lingua latina). Иными словами, это была корректировка календаря, вносимая время от времени, но оставляющая начало года в марте.

Некоторые утверждают, что именно Юлий Цезарь в 46 г. до н.э. изменил первое число года на январь, но это также неверно, потому что даже если верно, что Цезарь реформировал календарь, который он назвал «Юлианским», он не изменил дату Нового года, которая уже более века была перенесена на январь.

Вместо этого консул Квинт Фульвий Нобилиор изменил дату в 153 г. до н.э.
Фактически Фульвио Нобилиоре был избран консулом в 153 г. до н.э. В то время консулы избирались в декабре, за несколько месяцев до даты официального вступления в должность, то есть в мартовские иды, которые были началом года по старому лунному календарю.

Но так как ему пришлось подавлять восстание кельтиберов в Испании, Квинт запросил и добился от Сената возможности немедленно вступить в должность для защиты интересов Рима. Ему это было разрешено, и с этого момента исключение стало правилом. Фактически новоизбранным консулам было гораздо удобнее вступать в должность немедленно, а не ждать истечения срока полномочий своих предшественников.

Мы помним, что в то время года признавались по именам консулов, каждый консул, вступавший в должность, определял начало года. Есть ли чему удивляться? Нет, потому что чувство «благочестивости» римлян никогда не касалось фанатизма, на который вместо этого смотрели с презрением.
Квинт Аврелий Симмах, авторитетный член сената, мог утверждать в конце IV века:

«Мы смотрим на одни и те же звезды, небо общее, одна и та же вселенная окружает нас: какая разница, каким учением каждый ищет за правду? Невозможно достичь такой возвышенной тайны только одним путем».

Если бы христианство обладало таким же величием видения, мы были бы избавлены от мракобесия Средневековья и всех священных крестовых походов.

Поэтому римляне уважали и почитали Богов и обряды, как римские, так и иностранные, но если было более уместно изменить даты, они делали это, помимо обычаев и обрядов, потому что они были очень разумным народом. С тех пор год начался 1 января, месяца, получившего свое название от бога Януса.

Новый год в Древнем РимеРИМСКИЙ НОВЫЙ ГОД
Прежде всего, празднование Нового года начали консулы. Фактически, посоветовавшись со священниками и получив благоприятное покровительство, они могли носить тогу претекста и получать приветствия друзей и клиентов. Торжественная процессия, открытая ликторами и заполненная сторонниками, начиналась затем в Риме, направляясь к Капитолийскому холму, где консулы, получив одобрение общественности, приносили в жертву белого быка и выражали свои голоса publica, то есть голоса за благополучие государства в год их судейства.

Но январь был месяцем, посвященным Нумой Помпилием Янусу, двуликому, а иногда и четырехликому Богу. Двуликий Бог означает, что он смотрит назад, то есть на конец прошлого года, и вперед, то есть на начало нового года.

Другая традиция восходит к 31 году до нашей эры, во времена Октавиана Августа: по случаю римского Нового года те, кто носил красную ткань, символизировали власть, здоровье и плодородие. Отсюда и нынешний обычай надевать в конце года любую красную одежду на удачу.

Красный цвет, которым этрусские цари красили свои лица во время церемоний, или который они рисовали на лицах статуй Юпитера, или который в качестве вуали украшал римских невест в день их свадьбы, был цветом богини Весты и ее огня. В канун Нового года храм Весты украсили лавровым и сосновым венками, надев на статую Богини красный плащ.

По этой причине все высокопоставленные римские солдаты носили красный плащ, и по той же причине римские невесты надевали красный плащ в день свадьбы.

Конечно в те времена, не делались изысканные новогодние подарки в упаковке, а были более простыми.

Новый год - Детский Бог
В городе продолжали работать таверны, потому что они тоже праздновали так же, с вином и хорошей едой. Вино было неотъемлемой частью вечеринки, особенно в канун Нового года.
В этот день также было принято чествовать Диониса (бога вина, римского Вакха), призывая младенца, который олицетворял возрождение самого Бога как духа плодородия.

Было принято провозглашать и чествовать множеством тостов за чистое вино деревянную статуэтку, обычно элементарную, завернутую в пеленки для новорожденных и покоившуюся на небольшом камне. Во время последнего тоста на камень выливали немного вина и касались лба ребенка-бога пальцами, смоченными в вине. Отсюда и представление о том, что если пролить бокал вина, намочить пальцы и коснуться лба этим вином, то это принесет удачу.

Таким образом, несмотря на осуждение христианами языческой практики, популярность ребенка как символа возрождения заставила Церковь, столь осуждавшую его, пересмотреть и утвердить младенца Иисуса, родившегося в день зимнего солнцестояния, как Вакх и Митра. И, наконец, это позволило христианам праздновать Новый год, который в то время символизировал рождение Младенца Иисуса.

ЯНУС
Плутарх в I веке до н.э., ссылаясь на римскую протоисторию, пишет о предках Рима как об изначальных божествах; включая бога Януса, часто изображаемого между двумя близнецами Диоскурами.

«Янус был полубогом или королем, который в свое время, согласно традиции, вырвал людей из дикого и пещерного состояния, в котором они жили: он сделал это посредством политических и социальных реформ. Янус изображен с двумя лицами (два Диоскура) именно для того, чтобы указать на то, что он предоставил людям более высокую форму и условия жизни, чем предыдущий». = (Плутарх, Параллельные жизни, Жизнь Нумы Помпилия)

Культ Нового года был также связан с гаданием на бога Януса, бога с двумя лицами, одно из которых смотрело вперед, а другое назад, между прошлым и будущим. Поэтому это был день, когда прорицатели могли предсказывать будущее людей и событий.

Бог Янус не имеет сравнения в других мифологиях, потому что он был всего лишь италийским и латинским богом и не имел ни отца, ни матери. Термин Янус ассоциируется с дверью, на латыни janua, на самом деле Янус считается Богом открытия и начала, то есть начала каждого действия.

Поэтому Янус, Янус, стал стражем дверей, прозванный по этой причине Дворником, от которого происходит слово «родитель». Как солнечное божество, Янус имел контроль над Вратами Небес (Januae caelestis aulae), напрямую связанными с дневным и годовым циклом Солнца, через Врата Солнцестояния, от которых Солнце начинает свои годовые пути: восходящие и нисходящие.

В сохранившихся фрагментах «Кармен Салиаре» Янус решительно восхваляется как отец и Бог богов: «пой Ему, отцу богов, моли Бога богов».

Невозможно было предпринимать какие-либо военные предприятия, торговые или ремесленные работы или церемонии, государственные или частные, не получив его благосклонности, под страхом провала операции. По этой причине первая молитва в каждом подобном случае всегда была обращена к Янусу. Очевидно, что в очень архаичные времена он был царем римского пантеона, как позднее, под греческим влиянием, был Юпитер.

Этот Бог также защищал принцип жизни или зачатия; точно так же считалось, что он руководил рождением мира и всех существ. Поэтому в этом смысле его определяли как Януса Патера, отца всех людей, всей Природы и Вселенной. Точно так же, как Иануа до него.

На самом деле кажется, что Янус ранее был сыном Великой Матери Джануа, который родился у нее в день зимнего солнцестояния, вырос, умер в день весеннего равноденствия и воссоединился с ней в небесном измерении.

Салианские жрецы называли его Буонус Церус, Добрый Создатель, и Деорум Деус, Бог Богов. Овидий считает, что он Бог года, Янус анни деус; Гораций отождествляет его с Солнцем и называет Матутинус Патер; как хранитель небес, он держит в руках ключ и жезл. Символ хранителя небесного ключа затем будет принят католической церковью, которая предоставит Святому Петру ключ, или, скорее, два ключа: небесный и земной, поскольку Папа Римский также был монархом.

Бог всех начал, Янус вызывался первым в каждом обряде, церемонии или начинании. Он наблюдал за рождением каждого существа, будь то смертное или божественное, поэтому он также был Янусом Консивиусом: Богом деторождения, Богом богов и отцом всего человечества. Таким образом, Янус, Бог начала и конца всего сущего, руководил всеми началами и переходами как в пространстве, так и во времени, и по этой причине он был объектом широко распространенного и популярного культа с обширными полями действия, даже магическими в природе.

Бог переходов, призванный охранять моменты перехода (браки, рождения, посев и сбор урожая), дверей, переходов, Янус отмечает эволюцию из прошлого в будущее, из одного состояния и от одного видения к другому, из одной вселенной к другой.

Консул Марко Валерио Мессалла Руфус писал в своей книге «Ауспиции», что Янус — это тот, кто формирует и управляет всем и кто когда-то объединил, окружив их небом, сущность воды и земли, тяжелую и стремящуюся спуститься вниз, и сущность огонь и воздух, свет, стремящийся подняться вверх, и это была огромная сила неба, которая удерживала две противоположные силы вместе.
Септимий Серен называл его «принципом богов и проницательным сеятелем вещей».

Макробий в первый день Сатурналий рассказывает о Янусе следующее:

«Во время Сабинской войны, спровоцированной изнасилованием девственниц, римляне спешили закрыть ворота у подножия холма Виминале, который впоследствии был назван Януале, потому что в этом месте враги совершили нападение. Как только оно было закрыто, оно открылось само собой; и событие повторилось второй и третий раз. Поскольку закрыть его не удалось, они в большом количестве остались на страже перед порогом, вооруженные. Хотя в других местах бои были очень ожесточенными, внезапно распространился слух, что наши люди были разбиты Тацио. Услышав это известие, римляне, защищавшие проход, в ужасе обратились в бегство. Однако, когда сабиняне уже собирались ворваться в открытую дверь, рассказывают, что из храма Януса через эту дверь вырвались бурные потоки с бурлящей водой, и многие вражеские войска погибли, сожженные кипящими волнами или поглощенные превосходящими силами противника водовороты. После этого было постановлено, что во время войны двери храма будут оставаться открытыми, как если бы бог ушел на помощь городу. Вот вам и Янус».





Контактные данные автора


Категория: ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ И РЕЛИГИИ | Добавил: Alla (02.01.2024)
Просмотров: 139
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Спасибо за ваши рекомендации:

Нравится



Схожие материалы:

Яндекс.Метрика